Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

ТЕПЛОХОДЫ "КОМЕТА" В БОП-ве. 1999 год.

Изображение

Со времени публикации материала о СПК "КОМЕТА - 11" (предыдущий пост, газета "ЛП" за 1978 год ) прошел 21 год. В августе 1999 года республиканская газета уже называлась "Северный курьер". В номере от 6 августа 1999 года на 2-й странице "СК" появился репортаж о работе СПК "КОМЕТА - 11" на пассажирской линии Петрозаводск -Шала. Некто Игорь СТЕСЕВ опубликовал три фотографии и небольшую заметку "Курс на Шалу". К сожалению, в 1999 году в редакции уже не было специалистов, способных отличить СПК типа "КОМЕТА" от СПК типа "МЕТЕОР". И поэтому "КОМЕТА -11" в публикации именуется " МЕТЕОР --11". Увы, в пароходстве "МЕТЕОРА" под таким номером не было никогда.
В БОП-ве эксплуатировались в свое время три СПК "МЕТЕОР":№ 23 ( 1964 - 1976 - передан в ВОРП), № 60 ( 1968 - 1977, передан в СЗРП) и № 90 ( 1972 - 1978, передан в СЗРП). Суда этого типа часто простаивали по погодным условиям и на смену им пришли СПК "КОМЕТА".
В связи с тем, что материал читается с трудом, продублирует эту небольшую заметку, используя все же правильное название СПК - "КОМЕТА -11" и напомним, что это судно работало на Онего до 2011 года.


КУРС НА ШАЛУ".

Петрозаводский речной вокзал. Восемь часов двадцать девять минут. Начинает утробно работать дизель. Ровно в половину девятого "КОМЕТА - 11" плавно отходит от причала. После разворота судна гул машины усиливается, постепенно застывая на одном тоне. Судно, приподнявшись носовой частью, берет курс на восточный берег Онего, к Шале. Поначалу часть пассажиров разглядывает быстро удаляющийся берег, но вот уже открывается широкая водная гладь, где негда возору остановиться. Волнение незначительное.
В рулевой рубке - круговой обзор и избыток солнечного света. Тем, кто ведет "КОМЕТУ", надо быть внимательным. Самая главная опасность для судов на подводных крьльях - встреча с топляком. Характерное последствие такого столкновения - взрастающая вибрация. В итоге - дорогостоящий ремонт лопасти винта и соответственно - дополнительные убытки. А пассажирские перевозки и без того для ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" планово убыточны, покрываются за счет доходов от грузовых заявок или фрахтовки судов на зарубежные маршруты.
Когда-то ходил "по загранкам" в должности старшего помощника нынешний капитан "КОМЕТЫ -11" Н. СМИРНОВ. Потом шесть лет командовал сухогрузом "ВОЛГО-БАЛТ - 219". С 1985 года - на пассажирских линиях. Нынешняя навигация, по его наблюдениям, характерна возросшим раза в три в сравнении с прошлым годом пассажиропотоком.
- Но у нас нет никакой особой заинтересованности в этом - констатирует Николай Петрович. Что я "полный", что "пустой" бегу - зарплата та же. А ведь везу людей, отвечаю за них. Я всю жизнь работал и всегда учился, потому что раньше для работы на линиях людей строго отбирали, представляете ? И аварий было меньше.
Не подводит капитана старший механик Анатолий МОСКАЛЕВ. Чтобы судно исправно эксплуатировалось летом, механикам нужно всю зиму ремонтом заниматься. Редко какая "КОМЕТА" всю навигацию протягивает без замены дизелей. У Анатолия МОСКАЛЕВА техника всегда в порядке.
...Показался маяк Василисин на одноименном острове, стал ближе восточный берег. Скоро - Шала. Пассажиры готовились к выходу.


Игорь СТЕСЕВ. На снимках: Н. СМИРНОВ, А. МОСКАЛЕВ. Высадка; матрос - моторист Александр КОТОВ - потомственный мореход. Фото автора.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ГОД 1980-й.

Изображение

Республиканская газета "Ленинская правда" от 8 апреля 1980 года.
"Группа курсантов - первокурсников Петрозаводского речного училища, будущих штурманов дальнего плавания, побывала на Петрозаводском судоремонтно-судостроительном заводе. Заместитель главного инженера предприятия Р.И. МЕНЬШИКОВ рассказал ребятам, как ремонтируются суда, на которых нынешним летом им предстоит пройти учебную практику. По окончании практики курсанты сдадут технический минимум и получат удостоверения матросов-мотористов второго класса.


Фото С. ПИВОЕВА.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

МОРСКИЕ ГОРОДА РОССИЙСКОЙ КАРЕЛИИ. БЕЛОМОРСК.

В 1978 году в КАССР отмечали знаковую дату: городу на Карельском берегу Белого моря исполнилось 40 лет. Конечно, старинное село Сорока ( SOROKKA ) - значительно старше. Первое упоминание о деревне Сорока в летописи относится к 1419 году. Сорока - один из важнейших центров формирования поморского этноса. В российской Карелии распространена версия о происхождении названия Сорока от сорока островов, которые, якобы находятся в устье Выга. Однако, островов в указанном месте всего 12, а Сорока - русифицированное финское Saarijoki - река островов.


Изображение

Беломорск в 1978 году.

В конце 18 века русский путешественник П.И. Челищев писал: " Не доезжая деревни Сорокской верст двух, выпавший из реки Выг, по крестьянскому названию падус ( пудос ), т.е. рукав реки, или разделение оной реки версты на две надвое, называется особой рекой Сорокою, которая обойдя с левой стороны деревню того же названия, соединяется опять с рекою Выгом".

Изображение

Сорока в 1916 году. Рейд. Фото С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО.

"Ленинская правда " от 10 сентября 1978 года посвятила Беломорску целую страницу. Здесь повествуется о предприятиях города, его людях и достопримечательностях. В частности о морском порте Беломорско-Онежского пароходства читаем следующее:

Суда беломорской приписки можно встретить на Балтике, на Каспии, на Черном и Средиземном морях. В Беломорске работает, кроме рыбного, морской порт, в ведении которого есть суда смешанного река-море плавания. Они возят кольскую руду в Череповец, балансы - в Прибалтику, пиломатериалы - в Ленинград. Да и за границей беломорским водникам бывать приходится.
- Вот сейчас наш теплоход "МОРСКОЙ - 3" - рассказывает начальник Беломорского морского порта Беломорско-Онежского пароходства Ю.П. ЛЕЖНЕВ, - находится в английском порту Гулль. Туда он привез пиломатериалы из Мезени.
...А начался сегодняшний трудовой день морского порта 40 лет назад с тихой маленькой пристани Сорока. Тогдашний флот в основном занимался перевозками
по Беломорско- Балтийскому каналу, водил плоты к лесозаводу. Впоследствии пристани поручили организовать перевозки грузов из портов Белого моря в Ленинград.
Деревенька Сорока стала городом, пристань Сорока - портом.


Изображение

БЕЛОМОРСК. НЕ ТОЛЬКО "ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ"....

В те годы, о которых рассказывает республиканская газета, было принято величать порты, через которые по внутренним водным путям шли суда класса река-море, "портами пяти морей", подразумевая, что из Москвы ( оттуда пошел этот журналистский штамп) можно попасть на Балтику, в Белое море, в Каспий, в Азовское и Черное моря. Моряки и речники Беломорско-Онежского пароходства быстро увеличили количество посещаемых морей, начиная с начала 1960-х годов, до нескольких десятков, добавив в список еще и Северный Ледовитый океан ( рейсы до порта Тикси) и Атлантику ( переходы через Бискайский залив в Средиземное море ).
Но Беломорск издавна был портом не только северных морей и океанов. В старину поморы бывали и в Атлантике, и в Ледовитом океане, а с появлением Беломорской базы гослова, ее траулеры вышли на просторы всех океанов. Добывали рыбу и в Атлантике, и в Тихом океане. Поэтому в номере "ЛП", посвященном 40-летию получения Беломорском статуса города, много внимания уделено рыбакам ББГЛ. К тому же, немало опытных судоводителей и механиков, работавших в ББГЛ, с появлением в БОП-ве судов класса река-море, пришли в пароходство, помогали осваивать морские пути-дороги.


Изображение

Беломорский рыбный порт ББГЛ в конце 1970-х.

Газета "ЛП" от 10 сентября 1978 года. Рубрика "Беломорску - 40 лет".

В 1936 году, за два года до преобразования села Сорока в город Беломорск, весь флот государственного лова рыбы располагал четырьмя промысловыми ботами и тремя транспортными судами. Сейчас только один посольно-свежевой рыболовный траулер ( ПСТР ) по своей мощности превосходит их. Его машины имеют мощность 2200 лошадиных сил.

...В тишине сентябрьского утра отчетливо слышатся гудки судов, приглушенный шум портальных кранов. Вездесущие чайки суетливо носятся над водой. Из окон, насколько хватает глаз, видна белесая гладь, темнеют пятна островов.
Как никто другой связан с морем мой собеседник Павел Михайлович ЛЕЖЕВ. Еще бы ! В Поморье вырос. В детстве отец брал его на парусных елах в далекий Мурман. У зуйка работы хватало. Так что начальник производственного отдела Беломорской базы гослова рыбы знает море не по учебникам.
И какой ценой достается рыба - об этом тоже осведомлен не по наслышке.
- Сейчас, конечно, условия работы существенно изменились к лучшему, - рассказывает он, - однако в море без трудностей не бывает.


Изображение

Капитан среднего рыболовного траулера № 3171 В.Е. ВЕРБОВСКИЙ.

Словно в подтверждение сказанному на стол ложится пачка радиограмм с промысла. Из района Баренцева моря сообщают: "Ветер юго-западный до 10 метров. Густой туман. " Капитан МЕРЗЕНЮК передает: "Мешает погода, ветер 6-7 баллов. "Глубина 240 - 280 метров. Уловы составляют за 4 - 4,5 0,7 - 1,2 тонны. Работе мешает погода, " - информирует капитан ШЕРЕМЕТЬЕВ.
С разных точек промысла скупым телеграфным текстом идут сюда сообщения о сложившейся обстановке, уловах. Капитаны уведомляют о приходе в рыбный порт , количестве груза. А берег, в свою очередь, старается делать все для того, чтобы не задерживать суда у причала, быстро их обрабатывать.
Берег - это Беломорский рыбный порт, одно из ведущих, как принято говорить на производстве, подразделений базы гослова. Здесь - свои заботы, свои проблемы.
С П.М. ЛЕЖЕВЫМ мы приехали сюда в разгар рабочего дня. У причала плотным кильватерным строем стояли средние рыболовные траулеры.
По дощатому трапу поднимаемся на борт рыболовного траулера "ПОМОР" на днях вернувшегося с промысла. Два месяца судно провело в море - сдано 120 тонн трески, камбалы, зубатки.
- План сделали, - говорит старший помощник капитана В.С. МИНЕНКО. - Теперь должны встать на небольшой ремонт...
Показалось, что в речи старпома сквозит некоторая неудовлетворенность. Так оно и есть. Когда рыбаки находятся в море, они мечтают о встрече с берегом.
Стоит "поторчать " им несколько дней у причала, и уже снова зовут морские просторы.
Тоска по морю для старшего помощника капитана "ПОМОРА" В.С. МИНЕНКО объяснима вполне: "Как-никак двадцать пять лет отдано кораблям, путине. Сколько промысловых рейсов выполнено, сколько авралов сыграно !".
Рыбаков не пугает это слово "аврал". Для них такая команда означает: есть рыба. Много рыбы, план. В последнем рейсе, когда не раз звучала эта команда, на обработку рыбы становились буквально все. Рядом с капитаном А.В. БОЕВЫМ и рыбмастером А.С. КУЗНЕЦОВЫМ стояли у разделочных столов радист Н.С. КАЗАНЦЕВ и кок В.М. САМАРДИН, матросы, мотористы.
О своем поваре команда отзывается с особой теплотой. По кулинарной части он на все руки мастер. Из трески, которую вылавливает экипаж, Василий Михайлович в нелегких морских условиях приготовит такую уху, что иной береговой повар с ним ни в какое сравнение не пойдет. Он и хлеб сам готовит. А пироги испечет, как говорят, пальчики оближешь.
Когда мы покидали борт "ПОМОРА", на рейд рыбного порта встал еще еще один рыболовный траулер, дав протяжный гудок, словно оповестив: "Готовьтесь, береговики, к приему рыбы !"
Здесь так: не успеет отойти от причала одно судно - другое уже на подходе. Команды стараются взять уловы побольше, быстрее доставить их в порт. На море, как и на суше, ставятся свои рекорды. Пока непревзойденным по части уловов в базе гослова является экипаж под командованием капитана В.Е. ВЕРБОВСКОГО. В прошлом году он сдал 100 тысяч центнеров рыбы - более двух годовых планов ! За всю немалую историю базы гослова таких уловов у беломорских рыбаков не было.
Добыть рыбу - это еще полдела. Самое главное заключается в том, чтобы дары моря в лучшем виде дошли до потребителя. Вот и стараются на берегу делать из них продукцию на все вкусы. Тут соленая, вяленая, копченая, свежемороженая рыба, пресервы и консервы многих видов, различные наборы. На обработке рыбы есть на кого равняться. Здесь ставят в пример работниц коптильного цеха З.И. ГОРОШКО, и В.С. ЛАВРИКОВУ, награжденную орденом Трудового Красного Знамени, рабочих цеха приема и обработки рыбы Л.П. РУДЕНЯ и кавалера ордена Трудовой Славы третьей степени В.И . ПЕРЕВОЗЧИКОВУ.
Промысловикам никак не обойтись без сетевязов и ремонтников, без их искусных рук. Значит, они тоже связаны с морем..."


Изображение

Печальная проза нынешних дней: поморский Беломорск, город, имевший два морских порта и благодаря им, медленно, но развивавшийся, ныне город - не портовый. Численность населения резко снизилась. Уезжает в крупные города молодежь. Издавна обжитые поморами, карелами и новгородцами беломорские берега пустеют. Суровая обыденность безвременья.

Изображение

Беломорье. Июль. Жаркое лето 2021 года. Фото Ю.П. ЛЕЖНЕВА. Беломорск.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 07 июл 2021, 16:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Изображение

Петрозаводск. 1972 год. Набережная в районе пассажирского порта.

ВЫ ГОВОРИТЕ ПО-АНГЛИЙСКИ ? Репортаж. "ЛП" от 3 марта 1978 года.

Капитан судна и таможенник беседуют по-английски об оформлении прихода судна в порт. Они отлично понимают друг друга. Но мы не в зарубежном порту, а в учебно-курсовом комбинате Беломорско-Онежского пароходства.
Роль капитана "играет" второй штурман "ВОЛГО-ДОНА - 5053" Н.И. ШАХОВ, таможенника - капитан "ВОЛГО-БАЛТА - 200" В.П. МАСЛОВ. Их преподаватель, методист курсов Г.А. ФЕКЛОВА довольна. По всему видно, что английский ее подопечные освоили неплохо. Зачет за самостоятельную работу поставлен, судоводители допущены к месячным очным занятиям.
- С 1973 года существуют у нас в пароходстве трехгодичные заочные курсы английского языка, - рассказывает начальник комбината Ю.В. ПРОХОРОВ. - Здесь занимаются судоводители с теплоходов заграничного плавания - капитаны, старшие помощники капитанов, вторые и третьи штурманы. Ведь карельские суда посещают около 120 иностранных портов и всюду надо общаться с местными лоцманами, властями, представителями фирм, составлять различного рода деловые бумаги. А международный язык моряков - английский. Знать его для судоводителей - своего рода производственная необходимость. Из работников пароходств Министерства речного флота мы, петрозаводчане первыми создали такие курсы.
Нет надобности доказывать, насколько важно для моряков знание английского языка.
Для каждой должности устанавливается обязательный минимум знания языка. В чем же состоит система заочного обучения языку ? На суда рассылается по 10 заданий за каждый курс и учебники, магнитофонные записи. Курсанты самостоятельно прорабатывают материал. А в отгулы, выходные они сдают зачеты методисту, получают консультации. После каждого курса - экзамен.
Такая система дает возможность охватить большое число людей. Сейчас, например, на трех курсах учится более четырехсот человек. Учитывая то, что у многих возникают трудности при самостоятельной подготовке, часть слушателей собирают на очные занятия. Для этого привлекаются преподаватели речного училища.
На курсах есть технические средства обучения - магнитофоны, пластинки, оборудованный лингафонный кабинет. Эти занятия дают многое. Курсанты углубляют знания по грамматике, учатся вести деловую переписку, служебные разговоры. Существенно помогает курсантам языковая практика, которую они "поневоле" проходят, будучи за границей.
Есть разные системы изучения языков. И та, что принята у водников, пожалуй одна из самых удачных: сочетаются теория и практика.


Р. МУСТОНЕН.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

ВЕСТОЧКА ИЗ ОЧЕНЬ ДАЛЕКИХ 1960-х.

Изображение

Буксирный пароход "ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ" работал в Беломорске с 1956 по 1974 год. Мне довелось трудиться на этом морском буксире в 1972 году рулевым -практикантом. Зарабатывал морской ценз. Маленький пароходик до сих пор вспоминаю с теплотой.
Сергей Харитонов прислал недавно эту фотографию. 1963 год. Белое море. "ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ" принимает лихтер для буксировки.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Изображение


В Петрозаводском речном училище открылся музей БОПа. Музейная экспозиция об истории речного флота Карелии – проект руководства Беломорско-Онежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова» и депутата Петросовета Елизаветы Васильевой.

Торжественная презентация, в которой приняли участие замминистра образования и спорта РК Наталья Кармазина, руководство и педагоги Беломорско-Онежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова» (приемника Петрозаводского речного училища), ветераны Беломорско-Онежского пароходства, состоялась накануне.

Это второй проект, который реализуется под патронажем благотворительного фонда «Основа», специалистов Центра Воинской Славы Петрозаводска и его руководителя Елизаветы Васильевой. Открытие музея, основу экспозиции которого составят редкие фотографии и документы, образцы навигационного оборудования, модели кораблей и другие экспонаты, рассказывающие об истории речного флота республики, запланировано в 2023 году и будет приурочено к 60-летию создания в Петрозаводске образовательного учреждения, занимающегося подготовкой специалистов в области водного транспорта.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

ВЕТЕРАНЫ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ. КАПИТАН МИХАИЛ КУКУШКИН.

О капитане Михаиле Дмитриевиче КУКУШКИНЕ в Карелии знают все, кто связан с Беломорско- Онежским пароходством. Известно, что при отступлении из Петрозаводска в 1941 году М.Д. КУКУШКИН сумел сохранить большую часть эвакуируемых на тонущей барже людей. О том, как это было и о самом капитане достаточно подробно рассказал на страницах "Водника Карелии" от 24 марта 1992 года председатель совета музея пароходства в 1990-е годы Рюрик МИТРОФАНОВ, немало сделавший для сохранения истории БОП-ва.

Рюрик МИТРОФАНОВ. РЕКА ЖИЗНИ. ОЧЕРК.

Изображение

М.Д. КУКУШКИН в бытность капитаном теплохода "КЛАЙПЕДА". 1969 год.

Если обратиться к истории пароходства, выявляются интересные страницы ее. Оказывается, еще не было создано пароходство, а флот Белбалткомбината уже осуществлял грузоперевозки на несамоходных судах в так называемом смешанном река-море сообщении, пусть недалеко, в Кемь, Сумпосад, Онегу, буксировали кошели с лесом вдоль Сорокского побережья.
Одним из участников этих плаваний является старейший капитан, ветеран Беломорско-Онежского пароходства, кавалет ордена "Красной Звезды" ( с 1943 года ) Михаил Дмитриевич КУКУШКИН.


Он родился в 1913 году в небольшой деревушке на Вологодчине, но позвала его река, те буксиры, которые оглашали окрестности своими протяжными и призывными гудками. Поступил в Вологодский водный техникум, успешно закончил его в 1933 году и был направлен в распоряжение Белбалткомбината, попав на пристань Надвоицы.
Буксирный пароход "МАРТИЕЦ-60" стал первым судном для молодого второго помощника капитана. Специалистов на флоте с техническим образованием тогда было не так уж и много. Молодой судоводитель М.Д. КУКУШКИН быстро вписался во флотские будни. Буксировали плоты по Выгозеру, особенно много в Сегежу для вступившего в строй комбината, по шлюзованной системе - в Летнюю Речку и на Повенец, а также баржи, лихтера, берлины, каюки, в основном с лесом, стройматериалами и промоборудованием. Интенсивность судоходства на Беломорканале в те времена была незначительная, шлюзование производилось медленно, а трассу от Повенца до Беломорска с лихтером преодолевали за 4 суток.
Навигацию 1936 года Михаил Дмитриевич начал уже старпомом на буксире "МАРИЯ ХОРОШ", а затем "ПРОЛЕТАРИЙ" .
Сообразительный, общительный, быстро постигший практическую науку судовождения, обладающий твердым командирским характером, М.Д. КУКУШКИН привлек внимание руководства, и в августе 1936 года он - уже капитан буксира "МАРИЯ ХОРОШ", а затем на многие годы - парохода "КИНГИСЕПП", но уже на пристани Беломорск. Здесь он женился, здесь стал отцом.
В то время впервые организовывалось транспортное сообщение на участке Беломорск - Вознесенье. Это новшество позволяло быстрее возить грузы. Пришлось и Михаилу Дмитриевичу изучать лоцию Онежского озера, узнать что такое "штормяга", да еще в условиях, когда нет рации, связи с диспетчером, когда самому надо принимать решение в довольно частых экстремальных обстоятельствах. Довелось ему осуществлять и буксировку подводных лодок на понтонах.Трудная работа. Связь только флажным семафором, скорость - 5-6 км/час.
РАССКАЗЫВАЕТ М.Д. КУКУШКИН: "Пришли в Вознесенье на "КИНГИСЕППЕ", пригласили меня к командиру подлодки, определили порядок буксировки, связь. Рассказал ему навигационные особенности плавания на озере. Попили чайку. Осмотрели объект - и в путь, определялись по суточному прогнозу. Шли нормально , потом семафорит, что крен появился, а это значит, что лодка сдвинулась на понтонах. То ли крепления ослабли, то ли волна подействовала. Сбавили скорость, но идти-то надо. Идем, тут уж не до отдыха и не до обеда. Бот водолазный тоже в готовности номер один. Но зашли в острова, отстоялись, укрепили понтон.... Ничего, дошли до Беломорска, вывели лодку из 19 шлюза, а там она сама на базу побежала. Вот так укрепляли молодой Северный флот".
Трудное было то время, но побеждали молодость, вера и энтузиазм. Слово "надо" заставляло делать все.
Спрашиваю: " Вот вы, Михаил Дмитриевич, во время войны в Белое море ходили на "КИНГИСЕППЕ". Но вы же речник ?"
А он отвечает с некоторой лукавинкой в глазах: " Да тут еще раньше "подвезло". Вызвали в кадры, предложили капитаном на двухтысячном лихтере рейс сходить. Где рейс, там оказалось три. Сходил на Кандалакшу, в Архангельск, в Онегу. Вот и "оморячился".
А потом зимой учился в Беломорске на курсах. Трудно, конечно, было. Но получил свидетельство. ..
Шло время. Жена закончила Архангельский мединститут, а вот направление дали в Мончегорск, вместо Беломорска. Это был уже 1940 год. Пришлось хлопотать о переводе через созданный в июне 1939 года Наркомречфлот и при содействии первого начальника образованного Беломорско-Онежского пароходства ( июнь 1940 года ) ТИМОФЕЕВА Алексея Васильевича, который сыграл в судьбе М.Д.КУКУШКИНА немалую роль.
Дело истории, но Алексею Васильевичу досталась тяжелейшая организационная обязанность - создать и наладить работу пароходства. По воспоминаниям соратников, это был последовательный в действиях, твердый организатор - специалист, даже непоседа, новатор и инициатор и в то же время обладал качествами человека доступного и общительного.
Почему Михаил Дмитриевич шесть с лишним лет был капитаном "КИНГИСЕППА" ? Тогда часто капитанов перебрасывали с судна на судно. "Наверное, потому, - говорит он , - что команда стабильно выполняла план, работали без аварий, без особых модных тогда "починов."
" Известие о начале Отечественной войны застало нас в рейсе, - продолжил Михаил Дмитриевич, - а вот под налет попали неожиданно. Где-то в июне сорок первого буксировали подлодку по Выгозеру. Услышали шум моторов самолетов. Подумали - наши. Это потом уже различали гул вражеской авиации. А тут вдруг увидел с мостика, как вода по борту строчкой фонтанчиков вспенилась, и они побежали дальше к лодке. Самолеты начали пикировать, пришлось маневрировать. Обошлось благополучно, видимо, бомб на самолетах не было. В этом рейсе распрощался со своим механиком МОСКАЛЬЦОВЫМ Иваном, которого призвали на службу."
( Примечание: МОСКАЛЬЦОВ И.В. был призван на флот, служил на канлодке № 13 - это "ИЖОРЕЦ - 18" - старшим мотористом, в звании главстаршины и погиб 31 июля 1942 года вместе со всем экипажем лодки ).
Потом совершали рейсы в основном по каналу, участвовали в эвакуации населения Ругозерского района через причал Кочкома на восточное побережье Выгозера в Валдай, Вожмагору. Экипаж парохода " КИНГИСЕПП" на треть был укомплектован девушками, которые пришли на флот заменить парней, работали матросами и рулевыми. Довелось экипажу парохода выполнить ответственное задание: при возможности вытащить от Петрозаводской пристани последнюю ( как оказалось ) с эвакуированными и оборудованием, а это была уже осень 1941 года.
О том, как это происходило, капитан М.Д. КУКУШКИН рассказал в книге Н.Н. КУЗНЕЦОВА "Навигация длиной в полвека". ( стр. 49 - 51 ). Надо добавить, что при этой спасательной операции команды капитана отличались четкостью и продуманными действиями. Спасали людей всеми доступными средствами, в это время на винт парохода намотался швартовый трос баржи. А это уже мишень. Капитан не растерявшись, быстро дал команду баграми выловить трос из под кормы, закрепить его на кнехт, повернуть винт и обрубить трос. Это позволило обрести ход, пусть без достаточной скорости, но уйти со спасенными из под обстрела в сторону Клименецкого маяка, где в одной из бухт обсушили и накормили людей.
Этим рейсом для капитана М.Д. КУКУШКИНА закончилась военная навигация на Онежском озере, он увел пароход на ББК.


Изображение

Маяк Городовой на Выгозере.

Часть вторая.

Начиналась вторая военная навигация. И опять для капитана парохода "КИНГИСЕПП" ответственное задание: ранней весной спасти из ледового плена на Выгозере у маяка Городовой караван из четырех судов, застрявших во льдах в начале зимы. За зиму экипажи этих судов сделали все возможное, чтобы спасти свои суда: организовали караванную службу, производили околку, разобрали паровые машины и вывезли их для ремонта в Сегежу, эвакуировали туда же большую часть команды. Не раз караван подвергался бомбежке, не было продуктов.
Но весна коварна, с ледяными полями суда может унести или от сжатия льда они могут затонуть. Трудно пробивался из Надвоиц "КИНГИСЕПП", ему помогал еще "ЭКСПОРТЛЕС-13". Через два дня капитан М.Д. КУКУШКИН во льдах сформировал суда каравана, взял на буксир и вывел в Сегежу, чтобы погрузить на них оборудование.
Молодому пароходству трудно давалось выполнение госплана. Нарушены привычные грузопотоки, уменьшилось количество флота, появились новые задачи по обеспечению фронта. Возник вопрос, как пароходству, управление которого находилось в Беломорске, обеспечить задание правительства КФССР по заготовке дров, пиловочника для изготовления снарядных ящиков, кузовов автомашин и т.д. По однопутной Обозерской дороге с временным железнодорожным полотном вывозить грузы на запад трудно и долго. К тому же она забита воинскими эшелонами. Родилось предложение - надо идти в Онегу. Но на чем ? Лихтеры есть, буксиров - нет.
И вот тут снова пригодился М.Д. КУКУШКИН. Совсем недавно по заданию Совнаркома КФССР "Беломорсклесосплав" обследовал близлежащие острова, в том числе Большой и Малый Жужмуй на предмет лесопиления. В этом участвовал Михаил Дмитриевич. Он обратил внимание, что по берегам навалено много аварийной древесины, так называемого плавника. Об этом он и сказал А.В. ТИМОФЕЕВУ, который быстро организовал разведку на "КИНГИСЕППЕ" с участием представителей правительства, лесников, военвода. Результаты обрадовали. Для сбора плавника сплавщики арендовали два судна у пароходства во главе с капитанами М.Д. КУКУШКИНЫМ и А.Ф. РЕМЕШКОВЫМ.
Для питания котлов пресной водой по предложению механика "КИНГИСЕППА" Н. НИКИФОРОВА на судах установили дополнительные цистерны с насосами. На суда установили рации для оперативной связи. Так началась буксировка кошелей с лесом в Беломорск на лесозавод. Интенсивно эта работа проводилась в 1943 году. Надо отметить, что и на Выгозере Надвоицкая пристань организовала сбор северной древесины.
Опробовав речные буксиры в море, руководители пароходства А.В. ТИМОФЕЕВ, зам. начальника Н.В. ЧАНОВ, главный инженер К.С. НАЙДЕНКО приняли решение о направлении судов в Онегу за лесом и пиломатериалами. Кто начнет эту работу ? Поручили опять капитану М.Д. КУКШКИНУ. Дооборудовали судно. И вот пароход "КИНГИСЕПП", это небольшое по морским меркам судно, взяв на буксир лихтер, ушло из Беломорска на Онегу. По воспоминаниям Михаила Дмитриевича этот рейс был очень наряженным по существу, путь в неизвестность. Бар реки Онеги ( с лоцманом на борту ) прошли нормально, а вот на месте стоянки после отлива... оказались на песке, но все обошлось благополучно.
Доставка плавника в кошелях и перевозка леса из незапланированных грузопотоков позволила пароходству выполнить план на 146,5 процента. По итогам работы несколько специалистов пароходства были награждены правительством, в том числе капитан М.Д. КУКУШКИН - орденом "Красная Звезда".


Изображение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
«Кингисепп»
«Ижорец-2»
Флаг СССР
Класс и тип судна Буксир типа «Ижорец»
Порт приписки Петрозаводск, Беломорск
Организация СЗРП, Беломорско-Онежское пароходство
Изготовитель Ижорский завод, г. Колпино
Спущен на воду 1934
Выведен из состава флота 1965
Статус списан
Основные характеристики
Водоизмещение 129,3
Длина 22,9 (L), 24,8 (Lr) м
Ширина 5,5 (B), 5,9 (Br) м
Высота 2,3 (H), 2,3 (Hr) м
Осадка 1,36х1,65 м, с полным грузом 1,68х2,08 м
Двигатели 1
Мощность 200 л. с.
Движитель 1 гребной винт
Скорость хода 7,5 узлов
Экипаж 35
Регистровый тоннаж 114
«Кингисе́пп» или «Ижорец-2» — буксир (буксирный пароход) типа «Ижорец».

История
Построен на Усть-Ижорской верфи Ижорским заводом под наименованием «Ижорец-2». С 1934 года в составе Северного морского пароходства, с 1940 года — Беломорско-Онежского пароходства. Работал на Онежском озере, Беломорско-Балтийском канале (ББК). Одним из первых судов на ББК был радиофицирован.


В первые дни Великой Отечественной войны подвергся удару вражеской авиации, бомбившей 8 шлюз ББК, благодаря манёврам (капитан М. Д. Кукушкин), пароход был спасён.

27 сентября 1941 года, в последний день эвакуации города Петрозаводска, забуксировал баржу №485 с гражданским населением города, в основном с женщинами и детьми. В Петрозаводской губе, у Ивановских островов по судну и барже был открыт артиллерийский огонь финской батареи из района села Деревянное. Один из снарядов попал в баржу, где вспыхнул пожар, после чего баржа затонула.

Капитан Михаил Кукушкин смог подойти к тонущей барже и спасти 78 человек из 119 находившихся на барже. Со спасёнными пароход дошел до Клименицкого острова, а затем доставил их в посёлок Шала.

В 1942 году судно было переведено в Беломорск, для буксировки судов с грузами для фронта.

Один из первых озерных судов пароходства, освоивших плавание в Белом море — буксир собирал аварийную древесину у островов Большой и Малый Жужмуй, перевозил пиломатериалы из Онеги. В период войны на буксире служили и женщины - рулевой Лидия Кучина и матрос Нина Климовская.


Команда судна была неоднократно награждена советскими правительственными наградами. За успешный переход по Белому морю с баржей с ценным грузом во время Великой Отечественной войны капитан парохода М.Д. Кукушкин был награждён орденом Красной Звезды.

Выведен из эксплуатации в 1965 году, списан.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 20 июл 2021, 14:56, всего редактировалось 7 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 - 2007.

ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. "ПОБОИЩЕ 1974 года.

Что привело к "петрозаводскому побоищу" 1974 года: часть первая.

Изображение

45 лет назад в столице Карелии произошла драка - самая массовая в истории республики, а может, и всего СССР
Об инциденте узнал весь мир. Но сегодня прочитать, что же именно тогда произошло, невозможно даже во всезнающем интернете. Мы впервые попытаемся реконструировать события того вечера.
45 лет назад в столице Карелии произошла драка - самая массовая в истории республики, а может, и всего СССР
УЧАСТНИКАМИ ДРАКИ СТАЛИ ДВЕ ГРУППИРОВКИ: "ГОРОДСКИЕ" ПРОТИВ "РЕЧНИКОВ".
Чья "макуха" круче?
На рубеже 60-70-х годов прошлого века Петрозаводск был патриархальным провинциальным городком, хотя имел уже сложившиеся микрорайоны: "Черемушки" железнодорожников на Первомайском проспекте, "Октябрьский" - все с благоустроенными квартирами, и старые рабочие окраины, застроенные бараками и "полублагами". Для тех и других слоев общества советская власть вроде бы и создавала "культурные очаги" - театры, дома культуры, парки. Партия и комсомол звали молодых строителей коммунизма к очередным трудовым победам и всеобщему патриотизму, но тогдашние тинэйджеры, впрочем, как и нынешние, отдав долг "торжественным линейкам", "вахтам памяти", "работе "за того парня", вели свою дворовую жизнь.
Я застал этот период, когда в городе существовали агрессивные дворовые молодежные группировки, но признаюсь, до сих пор не могу им дать точного определения. В каждом районе в те времена были кампании ребят от 14 лет и гораздо старше. Каждый из этих пацанов мог жить сам по себе, но когда надо было, они становились единой силой. Вся подростковая жизнь с утра до вечера протекала во дворах, младшие со старших брали пример, иногда плохой. Как точно сказал Высоцкий: "И вот ушли романтики из подворотен ворами". И они, в силу дворовой дружбы, защищали друг друга от соседских пацанов.
В то время существовали такие устойчивые группировки молодых парней, как "Вокзальские", «Тринага" (район Дома культуры ДСК, где был магазин № 13), "Черныга" - по названию улицы Чернышевского (они же "Зарецкие"), "Гоголевские", к которым я с детства территориально принадлежал я, хотя в потасовках никогда не участвовал. У каждой такой группировки был свой лидер, именовавшийся "макуха". Он обычно был сильным спортивным парнем. В нашей "Гоголевской" команде их был трое: двое братьев-близнецов, мастеров спорта по боксу, и "мухач"- боец наилегчайшей категории, имевший звание кандидата в мастера. Эти ребята следили, чтобы нас, как бы сейчас сказали, "ботаников", не обижали в их "владениях" - Парке пионеров. Зато они постоянно устраивали драки с "вокзальскими", о чем нам постоянно хвастались.
Территориальная война была перманентной, и, хотя пресса о ней никогда не сообщала, о каждой стычке между группировками знали все пацаны. «Бои" разыгрывались в Домах культуры - Онежского завода, строителей, железнодорожников, в Соломенном, но эпицентром выяснения отношений всегда была открытая танцплощадка ПКиО - Парка культуры и отдыха.
Все пути вели в "Зверинец"
С весны до осени стекалась городская молодежь на главный "танцпол" города, который располагался с правой стороны парка возле берега реки Лососинка. Он имел забор из высокого квадратного штакетника, сквозь который можно было наблюдать за танцующими. Видимо, поэтому он и получил прозвище "Зверинец". Вход на танцплощадку был один. Там на стульях сидели две бабушки-билетерши, которые как могли сами или с помощью милицейского наряда отгоняли безбилетников и чересчур выпивших. В верхней части площадки была установлена эстрада, на которой обычно играл ВИА - вокально-инструментальный ансамбль.
Танцы в "Зверинце" проводились по выходным дням с семи часов вечера, но основная часть публики приходила в него после девяти - работающая молодежь, учащиеся многочисленных в то время профтехучилилищ, техникумов и конечно, ПРУ - Петрозаводского речного училища. И вот что интересно: не смотря на то, что как тогда пелось, "на девять девчонок по статистике девять ребят", очевидцы рассказывают, что представительниц слабого пола на танцполе всегда было меньше, чем парней. Причина - постоянные драки. Но все же немало юных дам стояло снаружи забора, разглядывая в "Зверинце" потенциальных кавалеров, в том числе и фаворитов - курсантов-речников.

И вот нашелся очевидец, даже участник той знаменитой драки - выпускник ПРУ 1974 года Владимир П. (свою фамилию он попросил не указывать). Мы встретились.
- Возможно, что для городских девчонок речники внешне выглядели привлекательнее городских парней, - начал свой рассказ Владимир Борисович, ныне уважаемый человек, отдавший гражданскому флоту 23 года. - Мы всегда были в красивой форме, вот-вот готовые отправится в заграничное плавание... А по сути в то время мы мало отличались от солдат. В училище жили как в казарме: в кубриках под бдительным присмотром старшины, на занятия и в столовою ходили строем, увольнения - только по субботам и воскресеньям, если нет двоек и нарушений дисциплины.
За порядком следил начальник строевого отдела училища Михаил Сергеевич Кожевников, судя по всему, армейский офицер. Веселый и в то же время очень строгий воспитатель. Тогда за появление с запахом спиртного увольняли из училища "на раз", даже с последнего - четвертого курса.
Но, конечно, мы были молоды, и как могли тогда рисковали: уходили в "самоволку", спускаясь по веревкам из окон общежития, тайком выпивали. Ну что скажешь – пацаны… Мы приехали в основном из водных районов Карелии - Беломорья, Онего, где были порты и базы Беломорско-Онежского пароходства. Из 127 будущих судоводителей нашего курса петрозаводчан было всего около двадцати.
Незадолго до этих событий, в 1973 году, наш курс отправился на практику. Восемь месяцев в разных частях Мирового океана, а затем всех собрали в Мурманске для стажировки на крейсере "Александр Невский". Но тот уходил в автономное плавание и нас - с огромными заработанными на практике деньгами, по 500 рублей на курсанта - под Новый год отправили на поезде в Петрозаводск.
За время практики родные нам слали посылки: мы их получили только в Мурманске, все съестное уже испортилось, остались только маленькие искусственные новогодние елочки, которые расставили на столиках своего вагона, и, конечно выпили. С непривычки и накопленного за долгое плавание стресса у кого-то "поехала крыша". Началась междоусобица, в результате которой было разбито окно вагона, оторван столик... В училище нас наказали: объявили выговор, и мы выплатили ущерб в размере 300 рублей.


Изображение

Часть вторая.

- Был конец мая, может быть, начало июня, - продолжил рассказ Владимир Борисович. - Часть выпускников уже сдала экзамены и разъехалась, мы, судоводители, еще оставались в училище. Режим уже не был таким жестким - можно было беспрепятственно выходить в город.

В тот вечер на танцы нас отправилось примерно пятьдесят курсантов, может, чуть больше. Никаких разговоров о том, что идем на "разборки" с городскими, не было и в помине. Хотя и у нас были парни, готовые подраться: спортсмены - один даже ростом 220 и 110 в плечах... Но все же, как я стараюсь анализировать ту ситуацию, эта драка должна была когда-нибудь да произойти.

Не знаю, было ли это известно милиции, но тогда городская шпана вела себя очень дерзко. Как-то я зашел в общежитие лесотехнического техникума, где учился мой земляк. Сидим в коридоре, вдруг вваливаются крепкие ребятишки и начинают обход комнат. "Сиди тихо, это городские, - пояснил приятель. - Деньги сшибают..." Они прошлись по общежитию, собрав "дань", и так же тихо ушли, не встретив сопротивления...

Танцы начались как обычно: у входа две бабушки на стульях проверяли билеты, постепенно танцплощадка заполнилась. Вдруг на середине танцпола возникла драка между нашими и городскими: кулаками махали всего двое-трое человек.

Причина, как я считаю, банальная: девушку не поделили, а может и какая ранее обида случилась. Танцующие, как обычно происходит в таких локальных драках, расступились по сторонам. Но тут, словно по какому-то единому порыву, городские озверели и кинулись на нас словно по команде. В моей памяти сохранились лишь фрагменты того побоища.

Первое, что я запомнил: стулья, на которых сидели бабушки-"божьи одуванчики" (их, конечно как ветром сдуло), были разломаны и превратились в орудия атаки. Нас, всего лишь полсотни пацанов, прижали в противоположный от выхода угол танцплощадки. Мы защищались, как могли, самым грозным оружием - флотскими ремнями с тяжелыми латунными бляхами. Но и у местных были солдатские ремни. Помню, что кто-то из ребят карабкался на забор ломать сучья деревьев, нависающих над ним, чтобы использовать их как дубинки...


Это не была драка "один на один" или "все против одного". Мы держали оборону, на нас накатывались "волны" городских. Кто-то кого-то задевал кулаком, ремнем или "колом", но в целом была некоторая дистанция между противоборствующими сторонами. Так в старину на Руси ходили "стенка на стенку". Самое страшное заключалось в том, что во время этих "приливов и отливов " больше всего пострадали девчонки. В этом замкнутом, битком набитом народом пространстве дерущиеся, сами того не замечая, роняли их на пол, некоторые девушки не могли подняться, и обезумевшая толпа прокатывалась по ним... Как потом допрашивавший меня следователь сказал, что на танцплощадке было, согласно проданным билетам, 4300 человек.

То ли от того, что толпа напирала, то ли просто от ветхости, забор со стороны реки Лососинки рухнул, штакетник тут же был разобран на колья. Мы решили уходить, но тут в нашу стороны полетели камни из обнаруженной здесь местными пацанами кучи гравия и обломков шифера. Наши ребята отступали, держа оборону, лицом к нападавшим, и могли уклониться от этих метательных снарядов, а девушки просто бежали. Я запомнил, как здоровенный кусок шифера ударил одной из низ в спину, она упала, и по ней пронеслись остальные, перепрыгивая или наступая на тело...

Милиция, конечно была, но что она могла сделать? Озверевшая толпа просто смяла милиционеров, несмотря на то, что они были при оружии и даже стреляли в воздух: их сбивали с ног...

Дальше драка стала похожа на тщательно продуманные боевые действия. Нам удалось пробиться к мосту через реку, здесь остановились: окружение уже не грозило, и, выстроившись в линию, мы успешно держали оборону, не допуская "близкого боя". Городские решили предпринять обходной маневр, и часть толпы устремилась к соседнему мосту, чтобы атаковать с тыла. Мы, чтобы не оказаться в"котле", были вынуждены отступить на проспект Урицкого (ныне - Александра Невского).

Где-то на пересечении с улицей Льва Толстого появилась пожарная автоцистерна с водометом. Но поливать она стала не наступавших, а нас, речников. Толпе было уже все равно. В пожарных полетели камни, я видел, как один из них попал в голову "водометчика", а затем сотни рук, раскачав тяжелый ЗИЛ-131, просто его опрокинули....

Мы отступили к перекрестку с улицей Калинина, где находилось родное училище. Выше по проспекту, возле кинотеатра "Сампо", я увидел армейские грузовики с солдатами. Но, как понимаю, команды вмешаться в конфликт они так и не получили, оставаясь с кузовах машин.

Битва прекратилась, только когда мы добежали до стен нашего общежития. Здесь уже было "море" милиции и самого высокого начальства, как мне сказали - руководители МВД, КГБ, партийной и советской власти республики и города. Но и тогда в нас, а значит, и в них, нет-нет да летели камни, запушенные через улицу из дворов. Впрочем, милиция быстро разогнала последних нападавших.

Нас построили и держали так перед общежитием, о чем-то долго совещаясь, а потом распустили по кубрикам. На следующий день началось следствие. Кто его вел - сотрудники МВД или КГБ - я точно сказать не могу, но каждый из тех, кто был в тот вечер на танцплощадке, допрашивался по нескольку раз - прямо в стенах училища. В результате никого из нас не наказали, даже выговора не объявили. Мы успешно сдали госэкзамены и каждый отправился в свое большое плавание. А кого-то из городских, как я услышал позже, даже осудили...


На весь мир


Как стало известно редакции, «гражданские» участники этой массовой драки, которых удалось задержать милиции, были привлечены только к административной ответственности. Резонанс и без того получился слишком большой: о драке в провинциальном Петрозаводске сообщили западные радиостанции. Об этом вспоминают многие петрозаводчане.

Юрий Шлейкин, директор издательства "Острова": "Помню, как "Голос Америки" сообщал о "массовых молодежных волнениях в Петрозаводске".

Александр Смирнов, сотрудник Президентского кадетского училища: "Я был тинэйджером, когда наша семья работала в Монголии. Запомнилось, что родители обсуждали сообщение, услышанное по радио о том, что "в некой деревне Петрозаводск произошла какое-то массовое побоище".

Сергей Катанандов, экс-глава Карелии: "Массовые драки были такие, что одна из них – с "речниками" - даже попала в новости Би-Би-Си. Чего греха таить, и мне приходилось принимать в потасовках участие: во время походов на тренировку (я занимался баскетболом) - в "чужой" район, на стадионе "Спартак" – во время массового катания на коньках, на танцплощадке в Парке культуры".

Но если вы попытаетесь сегодня найти в интернете упоминания о той истории – вам вряд ли это удастся. Даже точную дату произошедшего мы установить не смогли. Но, может, кто-то знает о произошедшем больше, чем удалось выяснить нам...


МК КАРЕЛИЯ. 14.01.20. Александр ТРУБИН.

Виталис МЕРТА: наш теплоход "МОРСКОЙ - 3" с грузом пиломатериалов стоял в Петрозаводске, куда зашел, следуя рейсом Архангельск - Папенбург ( ФРГ). На теплоходе проводился небольшой ремонт, т.к. судно пришло из зимнего плавания. Стоянка в Петрозаводске длилась со второго по 10 июня 1974 года. Мы слышали о только что случившемся уже по факту происшедшего. "Побоище" произошло в субботу 8 июня.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 - 2007.

Изображение

Буксирный пароход "БЕЛОМОРСК" на ББК. 1958 год.


ВЕТЕРАНЫ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ. КАПИТАН МИХАИЛ КУКУШКИН. ОКОНЧАНИЕ ОЧЕРКА РЮРИКА МИТРОФАНОВА. ВК от 24 марта 1992 года.

Навигация 1944 года была особенной для пароходства. В Карелию пришел мир.. Надо было восстанавливать хозяйство водников в Повенце, Петрозаводске, освобожденных в июне. В Петрозаводск начали прибывать ответственные работники и специалисты пароходства ( весь состав управления переехал в октябре 1944 года ).
Сдав "КИНГИСЕПП" в июле, капитан М.Д. КУКУШКИН "на перекладных" приехал в Петрозаводск и принял под командование бывшую канлодку "БАКУНИН", а затем "ИЖОРЕЦ - 48". Началась работа на Онежском озере. Плоты, лихтера, каюки, спецрейсы, участие в подъеме затонувших судов, а в 1945 году - командировка в Финляндию вместе с механиком М.В. ТИКАЧЕВЫМ, бывшим механиком канлодки "ОГЮСТ БЛАНКИ". Была сформирована, правда не полностью, команда, в ее число вошли пять девушек - матросов. Всех одели в кителя и форменки, выдали тельняшки.


Вспоминает М.Д. КУКУШКИН:

"Собрались перед отъездом, гляжу, а почти у всех обувь драная. Где взять ? Я- к начальнику пароходства, и вот, по тем временам, достали ботинки и туфли. В Ленинграде оформились, прошли санпропускник и отбыли поездом в Хельсинки. Страшновато. Языка не знаю, а за все в ответе. Правда, объяснили, где найти представительство. Из Хельсинки отправились в Котка на судоверфь. Прибыли ночью и, несмотря на уговоры отдохнуть, разместив команду, я с представителем пошел смотреть судно. Конечно, после "ИЖОРЦА" это гигант. Название наше, карельское, "КЕМЬ". За дни приемки убедился в хорошей организации производства здесь, а ведь шла война. Не терпелось быстрее вернуться на Родину.
Снабдились и укомплектовались. Вот только угля мало, взял дров. Торжественно подняли наш флаг на "КЕМИ" - и в путь на Хельсинки, попутно прихватив баржу. Шли, конечно, с лоцманом. Справили все формальности и отбыли на Ленинград.
Но не пришлось вернуться в Петрозаводск, дошли до Лодейного Поля, там нас задержали и развернули обратно в распоряжение оперативной группы по перегону судов ( будущая Экспедиция спецморпроводок ) . На борт посадили капитана с морским дипломом в должности старпома и отправили нас в Щецин. Там мы работали в порту и на взморье. Зимой на короткое время судно поставили на отстой. Здесь встретил нашего механика П.И. ДОБРЫНИНА, работавшего на буксире "ПОРТ-АРТУР". Несколько однотипных буксиров Беломорско-Онежского пароходства и СЗРП работали на перегоне 500-тонных барж и плашкоутов, отобранных по репарации из Германии, на Ленинград. Первый рейс с караваном сделали на Кёнингсберг (Калининград ). В Щецин приезжал начальник пароходства А.В. ТИМОФЕЕВ. Там же я встретился с В.А. САБУРОВЫМ, представителем МРФ ( В.А. САБУРОВ в 1958 - 1960 годах возглавлял наше пароходство ).Недоразумений было много: то нет угля, то смазки, то баржи незаконвертованы. К концу навигации 1946 года вместе с пароходом вернулись на Онего. "

Шло время, пошла третья послевоенная навигация. Возрождалась Петрозаводская пристань, началось строительство базы флота, жилья, причалов, заново строилась Пиндушская судоверфь, второй год работал на всем протяжении ББК.
С 1947 года М.Д. КУКУШКИН работает капитаном парохода "САХАЛИН", потом на "МЕЗЕНИ" - новых буксирах озерного плавания, а затем перешел на пароход "ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ", работавший на ББК, ближе к дому ( семья находилась в Беломорске).
Плавать по каналу в те времена было очень сложно, на самостоятельный заход в шлюз имели право только капитан и старпом, а ведь надо пройти 19 шлюзов. Чего стоила так называемая Повенчанская лестница, Ондинский спуск, 165 канал. Нет-нет, да и вплывали мины, плавучие торфяные острова, перегораживающие фарватер.
Уже будучи капитаном парохода "М.МЕЛЕНТЬЕВА", названного именем карельской героини, на котором он проработал много лет, Михаил Дмитриевич был награжден четвертой правительственной наградой, медалью "За трудовое отличие", а ранее, помимо ордена, медалями "За оборону Заполярья" и "За победу над Германией".
Свой трудовой путь капитан КУКУШКИН закончил в караванной службе Петрозаводской базы флота. С 1975 года он на пенсии. Сегодня у него день рождения. Люди, помнящие его, поздравьте Михаила Дмитриевича, пожелайте ему здоровья. Проживает он в Петрозаводске, телефон 5-78-43.
Постановлением Кабинета Министров бывшего СССР от 23.07. 91 установлены льготы участникам Великой Отечественной войны для плавсостава речного флота, выполнявших на судах задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ и оперативных зон действующих флотов. В список судов, составленный советом музея пароходства, включен и пароход "КИНГИСЕПП", возглавлявшийся длительное время капитаном М.Д. КУКУШКИНЫМ.


Рюрик МИТРОФАНОВ, председатель совета музея пароходства. "Водник Карелии" от 24 марта 1992 года.

Изображение

Повенецкий залив Онежского озера.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3508
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 - 2007.

Изображение

Буксирный пароход "ВЛАДИВОСТОК" в Заонежье во время приемки плота. Июль 1969 года. Буксир еще не прошел модернизацию. В начале 1970-х петрозаводские судоремонтники полностью изменили судну надстройку и установили взамен паровых машин 2 дизеля по 400 л.с. "ВЛАДИВОСТОК" стал буксирным теплоходом. ( снимок внизу ).

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость