Пароход «Вятка»

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход «Вятка»

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Товаропассажирский пароход
Северного государственного морского
пароходства «Вятка»



Изображение
Товаропассажирский пароход «Вятка»

В 1929 году в Германии по заказу Совторгфлота началось строительство двухпалубного товаропассажирского судна для плавания в Беломорском бассейне на 158 каютных мест. В 1930 году верфь «Klawitterwerft CmbH» в Данциге передала заказчику построенный пароход «ВОЛОГДА».

По этому же проекту, откорректированному с учетом строительства головного парохода «ВОЛОГДА», в Италии была заказана серия из трех судов. В конце 1930 года завод «Cantiere Reuniti del Adriatico», Manfalcone построил и в декабре 1930 года передал Совторгфлоту пароход «ВЛАДИВОСТОК», в январе 1931 года «ВОРОНЕЖ» и в феврале «ВЯТКА» (строительный № 234). Суда водоизмещением 1420 брт, чистой грузоподъемностью 590 т, длиной 72,80 м, шириной 10,64 м, высотой борта 6,2 м и осадкой 3,57 м. принимали на борт 38 пассажиров 1-го класса, 120 пассажиров 3-го класса и 60 палубных пассажира. Одна вертикальная сдвоенная паровая машина типа «Ленц» общей мощностью 1100 л.с. на угле обеспечивала судну скорость хода в 11 узлов. Экипаж 37 человек.

Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 18 мая 1931 года за № 227 пароход «ВЯТКА» с 28 февраля 1931 года считался включенными в списки судов Северного Управления ВОМТ. По апрель 1932 года судно совершало рейсы на Мурманском направлении.

«ВЛАДИВОСТОК» в 1932 году потерпел аварию в Баренцевом море. Снятый в 1933 году с прибрежных скал ЭПРОНом пароход, в дальнейшем пошел на слом. Пароходы «ВОЛОГДА», «ВЯТКА» и «ВОРОНЕЖ», приписанные к порту Архангельск, до начала Великой Отечественной войны обслуживали в основном каботажные пассажирские линии по Белому и Баренцеву морям. В 1934 году пароход «ВЯТКА» ходил на Шпицберген, доставляя в порт Баренцбурга пассажиров и грузы. В 1936 году в пароходстве отмечали инициативу экипажа парохода «ВЯТКА», который по стахановски вместо положенного груза в 2500 т, стал брать в рейсы 2670 т.

Кочегары добились скорости судна в 10,5 миль. Во время Советско-Финляндской войны 1939-1940 г.г. судно использовалось в качестве транспорта. После заключения мира приказом Начальника Северного Государственного Морского Сухогрузного и Пассажирского пароходства от 7 мая 1940 года за № 162 пароход «ВЯТКА» с 31 марта 1940 года считался принятым из аренды Военведа в ведение Севгосморпароходства в Мурманске. С этого же числа судно вводилось в эксплуатацию под руководством Мурморпароходства.

Изображение
Пароход «Вятка», 1940 год

С первых дней Отечественной войны «ВЯТКА» в течение двух недель была переоборудована под госпитальное судно. 9 июля пароход был передан медицинской службе СФ. С 29 июля 1941 года он был включен в отряд санитарных транспортов Беломорской военной флотилии Северного флота под названием «ГС-2». Штатная эвакоемкость была определена в 100 человек. Имелась операционная и перевязочная. Медицинский персонал – 2 врача, 10 медсестер и 13 санитаров.

С июля 1941 года «ВЯТКА» вывозила из Кандалакши раненых с Карельского фронта, а обратно доставляла воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.

В 1941 году судно совершило 21 рейс. В летнюю навигацию 1942 года интенсивность перевозок в Белом море значительно ослабла. Санитарные транспорты «ГС-1» и «ГС-2» в охранении тральщика «Т-61» в июне 1942 года совершили только три рейса с ранеными, доставив из Кандалакши 1273 человека. Необходимость большого количества транспортов для перевозки раненых отпала. В связи с этим санитарный транспорт «ГС-2» в августе 1942 года был расформирован, а судно приказом Начальника Северного Государственного Морского Сухогрузного и Пассажирского пароходства от 13 августа 1942 года за № 231 было принято от Беломорской Военной флотилии в ведение СГМП к 16 августа.

Изображение
Пароходы «Мудьюг», «Вятка» и «Карелия» на зимнем отстое в Архангельске

В сентябре 1942 года под прежним названием «ВЯТКА» пароход был привлечен для перевозки войск в Арктику. 19 сентября он в составе первого эшелона транспортов доставил в губу Белушья часть личного состава Новоземельской военно-морской базы. С 7 февраля 1943 года в составе военизированных транспортов Беломорской военной флотилии (БВФ СФ), «ВЯТКА» в течение навигации 1943 года перевозила грузы и военнослужащих в конвоях «ИБ-30» из Иоканьги в Архангельск (август) и «БА-25» из Северодвинска в Нарьян-Мар (сентябрь-октябрь). Зимой 1943-1944 года на «ВЯТКЕ», стоящей во льдах Северной Двины в центре Архангельска, жили курсанты школы юнг. Во время летней навигации 1944 года пароход находился в ремонте. Зимой 1944 года «ВЯТКА» осуществляла перевозки людей и грузов между Мурманском и Печенгой, доставила в Северную Норвегию подразделения норвежской освободительной армии.

В 1945 году пароход «ВЯТКА» приступил к мирной службе и в ноябре этого года для оказания помощи МГМП вышел на грузопассажирские линии Кольского залива в Озерко и Териберку. В 1946 году он должен был обслуживать Канино-Чешскую линию, но эти рейсы отложили до 1-й половины июля, так как пароход задержался в Мурманске.

В ноябре 1946 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны пароход получил на вечное хранение Почетный вымпел Народного комиссариата морского флота.

Изображение
Пароход «Вятка»

Изображение
Пароход «Вятка», 50-е годы

В соответствии с приказом ММФ за № 133 от 18 апреля 1947 года он в 1947 году эксплуатировался на Канино-Чешской линии, а по приказу ММФ за № 159 от 19 апреля 1948 года в 1948 году на Мезенской линии. В 1948 году текущий ремонт судна продлился до 10 мая.

По состоянию на 13 мая 1949 года пароход «ВЯТКА» имел 152 пассажирских места. Его чистая грузоподъемность 590 т, паровая машина эксплуатационной мощностью 800 л.с. обеспечивала скорость хода в грузу 9,2 узла, скорость в балласте 9,7 узлов. В 1949 году текущий ремонт был проведен до 15 мая и по приказу ММФ за № 149 от 30 марта 1949 года пароход, совершив рейс на Мезенской линии, с 15 июня вышел на Канино-Чешскую линию.

В 1950 году пароход «ВЯТКА» работал с 13 мая по 19 ноября, выполнив на несрочной Онежской линии два рейса, на несрочной Мезенской линии три рейса, на несрочной Терско-Кандалакшской линии два рейса. На несрочной Канино-Чешской линии было выполнено три рейса и на несрочных линиях смешанных направлений восемь рейсов. С 16 мая 1951 года работал по Мезенской линии.

Однако с годами пароход старел. Во исполнение приказа ММФ за № 56 от 12 февраля 1955 года была назначена комиссия пароходства совместно с представителями Регистра для осмотра технического состояния некоторых судов, в том числе и «ВЯТКИ», для определения дальнейшего использования. Осмотр, назначенный на май 1955 года подтвердил возможность дальнейшей ограниченной эксплуатации парохода. В январе 1960 года «ВЯТКА» была выведена из эксплуатации и исключена из списков судов ММФ.


Москва, 2002 год

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход «Вятка»

Сообщение yan »

Юрию Трифонову

Юрий, огромное Вам спасибо за новую интересную статью, с которой Вы с нами поделились ! Очень интересно узнавать подробности о каждом таком, особенно пассажирском судне, чья мирная служба была прервана войной, и жизненный путь состоял из трёх периодов - довоенного, военной службы, и послевоенного.

Спасибо !

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход «Вятка»

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем об однотипных пассажирских судах "Вологда", "Воронеж" и "Вятка"

- тема о пароходе "Вологда": viewtopic.php?f=13&t=73

- тема о пароходе "Воронеж": viewtopic.php?f=13&t=1158

- тема о пароходе "Вятка": viewtopic.php?f=13&t=1175

Железный дорожник
STAFF, старпом
Сообщения: 986
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 14:00

Re: Пароход «Вятка»

Сообщение Железный дорожник »

пароход "Вятка", фото - С. Фридлянд
50-е годы
Изображение

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход «Вятка»

Сообщение yan »

Пётр, большое тебе спасибо за публикацию исторической цветной фотографии парохода "Вятка" !

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя