Главная страница | Расписание круизов        

Пароход "Юшар"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Пароход "Юшар"

Сообщение yan 27 апр 2014, 11:51

Юрий Трифонов

Товаропассажирский пароход
Северного государственного морского
пароходства «Юшар»



Изображение
Пароход «Юшар»

Перед началом первой мировой войны в 1914 году Товарищество «Архангельско-Мурманского срочного пароходства» заказало в Англии на верфи «Swan Hunter & Wigham Richardson Ltd» в Ньюкасле постройку одновинтового стального однопалубного двухмачтового товаропассажирского парохода с рефрижераторной установкой и паро-динамо, названного «КОЛГУЕВ» (строительный № 956). 17 марта 1915 года пароход был спущен на воду и в июне этого же года Товарищество получило новый пароход. Он был приписан к порту Арханегельск (МПС № 965).

Судно водоизмещением 2020 тонн (1243 брт), длиной 73,21 м, шириной 10,67 м и осадкой 3,81 м. могло принимать на борт 262 пассажира. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 12 узлов. Экипаж 25 человек, обслуживающий персонал 6 человек. Отопление паровое, освещение электрическое. 24 июня 1915 года пароход был призван по военно-судовой повинности, вооружен четырьмя 75 мм орудиями и в начале июля 1915 года как вспомогательный крейсер вошел в состав ОВР Белого моря и района Архангельского порта. Корабль нес конвойную и дозорную службу, охранял перевозки в Баренцевом и Белом морях.

С 28 апреля 1916 года приказом № 67 по Морскому ведомству его переклассифицировали в посыльное судно. С 13 июля 1916 года оно вошло в состав Отряда дозорных судов Белого моря с подчинением Дивизии траления СЛО. В это время корабль стал в ремонт в Александровске, который был закончен в конце сентября 1916 года. 13 октября 1916 года севернее полуострова Рыбачий «КОЛГУЕВ» вел бой с германской подводной лодкой. По приказу Главноначальствующего города Архангельска и района Белого моря № 568 от 5 декабря 1916 года во исполнение приказа № 221 от 08 октября 1916 года по Морскому ведомству посыльное судно передали ФСЛО. Приказом № 151 от 16 февраля 1917 года корабль зачислили в Отряд судов обороны Кольского залива. После Октябрьской революции 26 октября 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. Зимовка прошла в Соломбале.

Изображение
Пароход «Юшар»

Изображение
Пароход «Юшар», 1936 год

По приказу № 292 от 9 апреля 1918 года корабль разоружили, демобилизовали и передали Мортрану. К 9 мая 1918 года его увели от ледохода в ковш Пристани дальнего плавания. В начале июня 1918 года пароход вышел рейсом на Мурманск. 12 июля 1918 года там его захватили английские интервенты и вскоре вернули пароходству. Под контролем белогвардейцев с 1 августа 1919 года «КОЛГУЕВ» вошел в их Морскую Экспедицию в Сибирь и 15 августа ушел из Архангельска на остров Диксон и затем к 16 сентября прибыл в бухту Находка. Вся экспедиция доставила в устье Оби 493 993 пуда груза. В обмен с Уральских заводов привезли 28 000 пудов меди. 28 сентября 1919 года суда Экспедиции вернулись в Мурманск. Вскоре пароход ушел с грузами в Норвегию. В конце февраля 1920 года он находился в водах Норвегии.

Изображение
Пароход «Юшар»

Узнав о восстановлении Советской власти в Мурманске, экипаж парохода отказался следовать в Англию и повернул к родным берегам, доставив в Мурманск тысячи пудов белой муки. Пароход был национализирован и передан Белмортрану Главода НКПС.

Изображение
Минный заградитель «№ 93» (Юшар)

15 апреля 1920 года пароход был вновь мобилизован и как посыльное судно зачислен в Беломорскую военную флотилию, а 24 апреля 1920 года в состав Морских сил Северного моря. Однако 25 мая 1920 года его разоружили, исключили из состава РККФ и возвратили Белмортрану НКПС. В начале августа 1920 года для доставки из Сибири в Архангельск хлеба была снаряжена Морская сибирская экспедиция, в которую вошли все действующие морские суда пароходства. Вечером 8 августа «КОЛГУЕВ» из Архангельска ушел на Обь в составе ее первого отряда.

Изображение
Пароход «Юшар» на Новой Земле, 28 июня 1954 года

12 августа прибыли в Югорский Шар, 14 августа обошли остров Белый и достигли Обской губы. Став на якорь, 18 августа у бухты Находка начали разгрузку, а затем погрузку зерна, которую закончили вечером 19 сентября. Взяв груз для поселений на реке Печора, караван двинулся назад.

В Баренцевом море пережили шторм и разгрузившись на Печоре 6 октября 1920 года суда прибыли в Архангельск. «КОЛГУЕВ» в этом рейсе доставил 46000 пудов зерна. Приказом Беломорского округа морских сообщений за № 4868 от 6 июля 1921 года пароход переименовали, дав ему название «ЮШАР». В 1921 году он был привлечен в очередную Сибирскую хлебную морскую экспедицию. 10 августа караван ушел из Архангельска в устье Енисея, 15 августа он прибыл в Югорский Шар к поселку Хабарово, а 21 августа суда пришли в Новый Порт. 12 сентября они вышли назад. «ЮШАР» с грузом хлеба ушел на реку Печора.

В начале октября 1921 года он пришел в Архангельск. Приказом Начальника Управления Морским Транспортом Белого моря и Северного Ледовитого океана за № 332 от 13 октября 1921 года пароход был передан в ведение Эксплуатационной службы Белмортрана с 6 октября 1921 года. В 1921-1922 годах судно эксплуатировалось на регулярной линии в Норвегию.

13 июня 1922 года его передали вновь образованному Государственному Северному пароходству Госторгфлота. Портом приписки с 9 октября 1922 года был Архангельск (№ 72). В 1923 году «ЮШАР» открыл линию Мурманск – Лондон. 13 апреля 1924 года он привез в Мурманск из Гамбурга 513 т селитры, 320 т толуола и 62 т дубильного экстракта. С 13 мая 1924 года судно сдали Северной Гидрографической экспедиции.

С 11 июня 1924 года его приписка в порту изменилась на № 47. С 18 июля 1924 года пароход числился в составе Северной Главной конторы Совторгфлота НКПС. 9 августа с баржей на буксире он ушел на Новую Землю. Вернувшись оттуда в конце сентября 1924 года в Архангельск, вскоре ушел на Балтику на ремонт. Приказом по Управлению Архангельского Торгового порта за № 7 от 20 октября 1924 года «ЮШАР» исключили из судового реестра и сдали Балтийской главной конторе (БГК) Совторгфлота НКПС. Согласно отношению БГК от 29 июня 1926 года за № 2/462, судно приписали к Ленинградскому торговому порту под № 165.

Изображение
Пароход «Юшар», 1959 год

Осенью 1926 года пароход вернулся на Север, оставаясь в составе БГК. С 1929 года он у Балтийского управления Всесоюзного объединения Морского торгового флота НКПС, а с 30 января 1931 года Наркомвода. В 1932 году «ЮШАР» отправили на ремонт в Германию. Там он был освидетельствован и получил класс Германского Ллойда. В мае 1933 года он был удостоен Высшего класса Регистра СССР. Приказом по Северному бассейновому Управлению Морского флота за № 327 от 21 октября 1933 года его зачислили в списки Управления. Приписка с 14 октября 1933 года Архангельск (№ 47). С 15 марта 1934 года судно вошло в состав Северного управления государственного морского пароходства. В 1937 году пароход зимовал у островов Земли Франца Иосифа. С 9 апреля 1939 года его подчинили НКМФ. В декабре 1939 года во время военного конфликта с Финляндией судно перевозило войска из Архангельска в Кемь.

После начала Отечественной войны 12 июля 1941 года «ЮШАР» был мобилизован с укомплектованным экипажем из состава военнообязанных моряков, привлеченных по мобилизации из пароходства. 13 августа 1941 года после переоборудования в минный заградитель он вошел в состав Беломорской военной флотилии Северного флота, имея бортовой № 93. Минзаг мог принимать 125 мин КБ. Вооружение до 1943 года – одно 76,2-мм, два 45-мм орудия и два пулемета, после 1943 года – четыре 76,2-мм орудия «34-К» и четыре 45-мм орудия «21-К», а также вместо пулеметов два 20 мм «Эрликона». Экипаж – 132 человека.

Изображение

Изображение
Ликвидация пожара на пароходе «Юшар», 1968 год

Во время войны корабль использовался как минный заградитель, транспорт, плавучая база и штабной корабль. 15 ноября 1941 года на переходе в Иоканьгу с минами у мыса Острые Лудки минзаг безрезультатно атаковал глубинными бомбами германскую подводную лодку «U 752», потопившую сопровождавший его ТЩ «Т 889». В конце июня 1943 года он прикрывал вывод в Арктику из Белого моря конвоев с ледоколами.

В конце июня 1944 года сопровождал конвой из Белого моря в пролив Югорский Шар. 9 октября 1945 года «ЮШАР» был разоружен и возвращен СГМП. После войны в ноябре 1945 года вместе с пароходами «ВЯТКА» и «СОСНОВЕЦ» он обеспечивал пассажирские линии Кольского залива. С 6 февраля по 28 июня 1947 года судно прошло ремонт на верфи «Schiffsreparatur Wert Wismar» в Висмаре. С 1947 по 1949 годы «ЮШАР» эксплуатировался на Печорской линии. По состоянию на 13 мая 1949 года «ЮШАР» имел 134 пассажирских места. Его чистая грузоподъемность 660 т, мощность построечная 1200 л.с., мощность эксплуатационная 900 л.с., скорость в грузу 9,6 узла, скорость в балласте 10 узлов.

Изображение
Ликвидация пожара на пароходе «Юшар», 1968 год

Приказом СГМП от 2 декабря 1949 года за № 638 пароход «ЮШАР» по окончанию аварийного и текущего ремонта, а также смены винта был передан в аренду Мурманскому Государственному морскому пароходству на условиях договора от 19 октября 1949 года.

В 1950 году «ЮШАР» работал с 15 июля по 17 октября. Он совершил три рейса по Печорской срочной линии, пять рейсов на несрочной Мурманской линии, на несрочной Печорской линии два рейса и на несрочных линиях смешанных направлений два рейса. В 1951 году обслуживал Терско-Кандалакшскую срочную пассажирскую линию до 2-й половины июня, затем ходил по срочной Печорской линии.

В начале 50-х годов пароход несколько раз привлекался к перевозке грузов и пассажиров на ядерный полигон, расположенный на Новой Земле. Во исполнение приказа ММФ за № 56 от 12 февраля 1955 года была назначена комиссия для осмотра технического состояния парохода и определения дальнейшего его использования. Осмотр произвели 5 мая 1955 года и допустили с ограничениями к дальнейшей эксплуатации.

20 декабря 1963 году пароход был выведен из эксплуатации. Он стал служить в качестве блокшива базы АСО СГМП. С 20 июля 1964 года в соответствии с приказом Начальника пароходства от 4 июля 1964 года за № 617 блокшив стал использоваться как общежитие для резерва плавсостава СМП. Осенью 1968 года судно пострадало от пожара в Архангельске. В начале 70- х годов его разобрали на металлолом.


Москва, 2002 год
yan
Staff
 
Сообщения: 4285
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Пароход "Юшар"

Сообщение yan 27 апр 2014, 11:58

Юрию Трифонову

Юрий, огромное Вам спасибо за новую подробную и интересную статью о малоизвестном историческом судне с необычной судьбой, которой Вы с нами поделились и разрешили её опубликовать !

Спасибо !
yan
Staff
 
Сообщения: 4285
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 4

cron