Главная страница | Расписание круизов        

Теплоход "Победа"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Теплоход "Победа"

Сообщение yan 27 дек 2017, 19:07

Однажды нам с ней, видимо, довелось увидеться...

Воспоминания совсем раннего детства, очевидно - почти всегда обрывисты, скупы и по-своему причудливы. Но тем значимее запечатлённые в начале жизни человека моменты, сохранившиеся в памяти на десятилетия, тем ярче их контуры и важнее отмеченные ими события на том, почти засвеченном участке "киноплёнки памяти" человеческого сознания. Но к счастью, такие воспоминания есть у каждого, есть и у меня.

Изображение
Теплоход "Победа" у причала Морвокзала в Одессе.
Почтовая открытка СССР, 1976 года выпуска. Фото Н. Зайцева.
Коллекция ЯнПи


Это было в Одессе, где-то между второй половиной 1974 и первой половиной 1976 гг. Я был ещё очень маленьким ребёнком. Стоял вечер, явно не летнего дня. На улицах города было уже темно. Мы с родителями ехали куда-то на машине через ничем не примечательные в тёмное время суток для детского взгляда улицы города. Нас кто-то вёз, поскольку тогда своего автомобиля у нас ещё не было. И вдруг мы приехали в необычное и многолюдное место - это был Морвокзал, и моё самое первое сознательное воспоминание о нём. Помню, всюду доминировал какой-то неоычный свет приглушённо-темнозелёного цвета, какого-то изумрудного оттенка. С одной стороны от нас было здание Морвокзала. С другой - необычная длинная и высокая стена, с окнами, не такими как у домов в городе, а сверху, о чудо - в ряд, одна за другой тянулись, показавшиеся мне тогда огромными - шлюпки. Большего тогда я не увидел - лишь этот, распростёртый во все зримые тогда мной направления, фрагмент борта и надстройки судна. На мой вопрос о том - "... что это ?", кто-то из взрослых ответил, что это - теплоход "Победа". Как же то что я увидел тогда отличалось от того, как корабли были изображены на картинках в детских книгах, в которых они мне помнились до того ! Зачем мы приехали тогда на Морвокзал - я не знаю, и восстановить это теперь уже не возможно. Может кого-то встречали или провожали, может - передавали посылку в Ялту, или наоборот - должны были её получить. Но так или иначе - то было моё самое первое сознательное свидание с настоящим большим судном, пассажирским судном, сохранившееся ярким воспоминанием в памяти. И этим судном стал, видимо, теплоход "Победа". Я впервые услышал отчётливо и название судна.

Увидеться нам довелось, по всей вероятности, лишь однажды. Когда я стал различать суда вблизи, стал их видеть чаще и увлёкся затем морским пассажирским флотом - в 1978-1979 гг, то теплохода "Победа" уже больше не было.

После того нашего свидания, я узнал и более широкое значение слова, которое было названием судна. Сначала - Праздник в которой был красивый салют, затем стал понимать значение того Праздника. Тогда же - и то, что были автомобили с таким же названием, которые, правда вскоре - где-то с исходом 1979 года, куда-то исчезли с улиц города. Потом это слово стало уже чаще ассоциироваться с его основным значением. Многими десятилетиями позже стал корректироваться и взгляд на то, что я изначально вкладывал в его значение. А кроме того, значение этого слова связано и с желанным результатом завершения тех или иных больших и малых задач, стоявших в жизни моей, как и у каждого человека.

Но никогда при этом меня не покидало восприятие того, что и важное для своего времени пассажирское судно носило это название, и я часто возвращаюсь к тому моему яркому воспоминанию в скупой памяти раннего детства, где в вечернем тёмно-зелёном свете на Одесском Морвокзале вырастает стеной борт теплохода "Победа" - настоящего судна, которое я помню дольше других судов, как и помню его название дольше чем названия других кораблей.

Открываю новую тему, посвящённую этому историческому, черноморскому, Одесскому пассажирскому судну, кораблю с необычной судьбой. Рад открыть тему публикацией статьи Юрия Николаевича Трифонова о биографии теплохода "Победа" - бывшего Германского трансатлантичекого лайнера "Magdalena".

Ян Пичиневский
27.12.2017
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Теплоход "Победа"

Сообщение yan 29 дек 2017, 02:04

Юрий Трифонов

Товаропассажирский теплоход
Черноморского государственного морского
пароходства «Победа»



Изображение

Для эксплуатации на перспективной пассажирской линии Европа - Центральная Америка - Вестиндия, по заказу немецкой фирмы «Hamburg-Amerika Linie, (Hapag)» Hamburg в 1927 году на верфи «F Schichau GmbH, Werke» в Данциге был заложен комфортабельный лайнер «RIO MAGDALENA» (строительный № 1199). Четырехпалубный стальной двухвинтовой теплоход вместимостью 9779 брт, длиной 146,8 м, шириной 18,5 м, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 тонн грузов, имел неограниченный район плавания с дальностью до 14000 миль. Восемь водонепроницаемых переборок защищали судно от быстрого затопления при авариях.

23 августа 1928 года «RIO MAGDALENA» была спущена на воду с укороченным именем «MAGDALENA». Теплоход мог принимать на борт 123 пассажира в 1 классе, 102 – во 2 классе и 106 - в 3 классе. Экипаж 177 человек. Двухвальная энергетическая установка из двух дизелей типа Sulzer мощностью 2х3600 э.л.с. обеспечивала судну скорость хода в 15 узлов.

29 декабря 1928 года «MAGDALENA» ушла в первый рейс из Гамбурга в Вестиндию, куда и ходила в дальнейшем до 1934 года. 8 февраля 1934 года теплоход потерпел аварию, сев на мель у острова Кюрасао. Пассажиров приняла нидерландская канонерская лодка «JOHAN MAURITS VAN NASSAV», а работу по снятию с мели и сохранению теплохода на плаву удалось завершить только 28 мая 1934 года. Спасательный буксир «SEEFALKE» отбуксировал искалеченное судно на верфь «Blohm & Voss» в Гамбурге, где наряду с ремонтом корпуса произвели модернизацию судна.

В результате в феврале 1935 года вместо двухтрубного лайнера «MAGDALENA» с заводской акватории вышел однотрубный теплоход с новым именем «IBERIA». Водоизмещение судна возросло до 14039 т, вместимость до 9828 брт, длина до 153,9 м., ширина не изменилась, а осадка увеличилась до 7,49 метра. Скорость хода теплохода за счет улучшения обводов корпуса достигла 15,5 узла. После модернизации «IBERIA» до 1939 года опять ходила в Вестиндию и перевозила пассажиров на Кубу и в Мексику.

Перед началом второй мировой войны «IBERIA» успела вернуться в Германию. В годы войны она служила плавбазой Кригсмарине в Киле. После капитуляции фашистской Германии не пострадавшее за время военных действий судно 18 февраля 1946 года по репарации было передано Советскому Союзу, получив новое имя «ПОБЕДА».

Изображение

Изображение

Изображение

23 апреля 1946 года советский экипаж повел лайнер из Гамбурга в США. Там в Нью-Йорке с 12 мая по 20 июля бывшую плавбазу переоборудовали снова в пассажирский лайнер. Благодаря постройке дополнительных кают в просторных коридорах на внутренних палубах пассажировместимость теплохода была доведена до 600 мест. В середине августа 1946 года «ПОБЕДА» пришла в Одессу. Включенная в состав ЧГМП, «ПОБЕДА» была приписана к порту Одесса (M-2039). Экипаж судна провел текущий ремонт своими силами и 15 апреля 1947 года «ПОБЕДА» вышла в первый рейс из Одессы на экспрессную линию Крым-Кавказ.

Изображение

Однако с июня 1947 года лайнер поставили на ближневосточную линию. Теплоход совершил пять рейсов в Александрию и Бейрут, доставляя оттуда в Батуми армянских репатриантов. В октябре он заходил в Хайфу (27-28 октября), был в Неаполе (8-11 декабря) и Марселе (13-23 декабря 1947 года). Пройдя 28 декабря Стамбул, экипаж «ПОБЕДЫ» встречал Новый Год в Батуми.

В мае 1948 года было принято решение отправить лайнер из Одессы в Нью-Йорк. В июле 1948 года теплоход совершил переход через океан, а 31 июля вышел из Нью-Йорка на Черное море. На борт было принято 323 пассажира, в основном работников МИДа с семьями. После нескольких дней плавания капитан получил радиограмму из пароходства с требованием по пути зайти в Александрию и принять на борт армянских репатриантов из Египта. 22 августа, взяв на борт 2020 репатриантов и 1500 тонн груза, судно направилось в Батуми. Прибыв туда и выгрузив репатриантов, «ПОБЕДА», 31 числа взяла курс на Одессу.

На борту осталось 310 пассажиров. 1 сентября в 13 часов радиостанция пароходства получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск. После этого связь с судном прекратилась, так как на его борту в 15 часов произошел пожар. Он начался в кладовой в центральной части судна, рядом с недавно построенными каютами 3-го класса на палубе «D». Здесь хранились киноленты и патефонные пластинки. Матрос-помощник киномеханика, перематывая ленты, закурил и по неосторожности обронил горящий пепел на легкогорючую целлулоидную кинопленку. Лента мгновенно вспыхнула. Через несколько секунд пламя охватило всю кладовую. Матрос в горящей одежде выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криком о помощи кинулся по коридору. Раскаленными газами дверь выбило, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя по коридору правого борта быстро дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы «В», откуда по двум шахтам лестницы, как по огромной трубе с мощной тягой, быстро достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. Буквально в считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар вихреобразно начал распространятся по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к грузовым трюмам и машинному отделению.

Изображение

Вахтенный радист, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев дать сигнал бедствия. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, но она сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом. Из-за быстрого распространения огня общего руководства за живучесть судна в первые часы пожара практически не было. Тушением огня занималось несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в различных частях теплохода. Действовали они самоотверженно и настойчиво.

С первых минут пожара часть экипажа занялась спасением пассажиров. На воду были спущены спасательные боты и шлюпки. Большинство женщин и детей были посажены в пять шлюпок, которые отошли на безопасное расстояние от судна. Пассажиры – мужчины помогали тушить пожар. Ценой неимоверных усилий членов экипажа и значительной части пассажиров огонь был побежден, но судно, хотя и не потеряло способности к движению, получило тяжелые повреждения. В средней надстройке, на командном мостике, ботдеке все деревянные переборки, оборудование помещений, штурманская, рулевая и радиорубки были уничтожены полностью, металлические переборки рубок и набор надстройки деформированы. На прогулочной палубе сгорели рестораны, салоны и другие помещения, на всех пассажирских палубах каюты, салоны, рестораны, служебные помещения сгорели, трапы обрушились. Грузовые трюмы в носовой части судна, где началось возгорание груза из-за попадания огня и искр через шахты, были залиты водой, и пожар не получил распространения. В машинном отделении воздействию огня подверглась водонепроницаемая переборка, остановившая продвижение пожара на корму.

Изображение

В результате, кормовая и носовая части судна практически не пострадали. Самым страшным следствием пожара стали человеческие жертвы. Погибло 40 пассажиров и два члена экипажа. В числе погибших было 19 женщин и 15 детей в возрасте до 16 лет. Среди погибших оказался китайский маршал Фый-Юсян, следующий на теплоходе в СССР для встречи с И.В. Сталиным. Большинство людей погибло в первые минуты пожара, захлестнувшего пассажирские каюты. Матрос-виновник пожара перед смертью успел сообщить о причине его возникновения, что помогло в дальнейшем следствию отвергнуть версию о диверсии.

Долгое радиомолчание «ПОБЕДЫ» вначале никого в пароходстве не насторожило. И лишь с утра 2 сентября начали предприниматься меры к выяснению причин молчания теплохода. Запросили суда в море и порты на пути следования лайнера. Никто связи с судном не имел и сигналов SOS не слышал. Обратились за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы самолеты морской авиации. В 21 час один из летчиков доложил, что обнаружил обгоревший теплоход «ПОБЕДА» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, и возле него находятся пять шлюпок с людьми. К «ПОБЕДЕ» из Феодосии и Севастополя была направлена помощь. В ночь на 3 сентября, когда к аварийному судну подошли спасатели, основной пожар был потушен. Теплоход вначале повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «ПОБЕДА» пришла в Одессу. На турбоходе «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» прибыли спасенные пассажиры.

Сразу же началось следствие. Под стражу были взяты капитан судна, помощники по пожарной и политчасти, начальник радиостанции и радиотехник, а также работники береговых служб пароходства – начальник радиостанции и групповой диспетчер. Следствие длилось около пяти месяцев. 8 февраля 1949 года виновные были осуждены на длительные сроки тюремного заключения. В 1950 году было принято решение о восстановлении судна на верфи в ГДР. В начале сентября буксир «ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ» в сопровождении парохода «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» повел лайнер из Одессы в Германию. 4 сентября они прошли Стамбул. После выхода из пролива Дарданеллы буксировку «ПОБЕДЫ» взял на себя «ЧЕРНЯХОВСКИЙ». С 17 по 26 сентября суда находились в Гибралтаре, а затем вышли в Висмар.

Изображение

«ПОБЕДА», на верфи «Mathias-Thesen-Werft» в Висмаре (ГДР) с 20 октября 1950 года по 14 мая 1952 года прошла ремонт и модернизацию. После ремонта лайнер мог принимать 1004 пассажира (4 в каютах люкс, 52 в каютах 1-го класса, 130 в каютах 2-го класса, 218 в каютах 3-го класса и 600 палубных пассажиров для поездки на короткие расстояния). Экипаж 214 человек. 20 апреля 1952 года с 265 отличившимися при ремонте «ПОБЕДЫ» работниками верфи, лайнер совершил пробный рейс до Клайпеды. После приема судна государственной комиссией, «ПОБЕДА» в мае 1952 года покинула Висмар и вышла на Черное море, проследовав 24 мая мимо Дувра, 7 июня миновала Стамбул. Теплоход вышел на курортную линию Одесса-Батуми. В 1954 году он выполнил план на 134%, «ПОБЕДА» за этот год дополнительно перевезла 70 тысяч пассажиров.

Во второй половине 50-х годов Всесоюзное акционерное общество «Интурист» начало организовывать морские путешествия. Для первого рейса был зафрахтован теплоход «ПОБЕДА», который в 1956 году отправился с туристами (400 человек) из Одессы в Ленинград с заходом в порты западных стран Европы. Однако круиз из-за невысокой пассажировместимости судна оказался нерентабельным и в дальнейшем лайнер в основном использовался на Черном море. В 1962 году во время Карибского кризиса судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. В процессе эксплуатации теплохода проводились работы по улучшению комфортности пассажиров.

Изображение

Изображение

Так по состоянию на 1967 год лайнер мог принимать на борт в 13 каютах люкс 25 пассажиров, в 23 каютах 1-го класса 33 человека, в 38 каютах 2-го класса 130 человек, в 37 каютах 3-го класса 244 человека, а также 150 палубных пассажиров. Всего 582 человека. Экипаж 116 человек, обслуживающий персонал 48 человек.

Однако время брало свое, и в конце 1977 года теплоход был выведен из эксплуатации и списан из состава флота. В первом квартале 1978 года «ПОБЕДА» была отправлена в Пакистан на слом. В июле этого же года в Gadani Beach (Гадани Бич) началась разборка судна на металлолом.


В статье использованы открытки и фотоснимки из коллекции Юрия Трифонова и фотоснимки из коллекции Бориса Лемачко


Москва, 2002 год
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход "Победа"

Сообщение yan 29 дек 2017, 02:14

Юрий, большое Вам спасибо за прекрасную статью, собранные в ней интересные исторические сведения и подробности событий, связанных с биографией теплохода "Победа" ! Большое спасибо за то что поделились этой статьёй с нами, позволили её опубликовать !
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron