Пароход "Генерал Черняховский"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Генерал Черняховский"

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Грузовой пароход
Черноморского государственного морского пароходства
«ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ»



Изображение
Пароход «Bochum», 1932 год

«BOCHUM» – пароход судоходной германской компании «Deutsch Australische Dampfschiffs Ges» из Гамбурга был спущен на воду 13 октября 1921 года на судостроительной верфи «Stettiner Maschinebau AG Vulcan» (строительный № 637) в Гамбурге и передан заказчику 21 февраля 1922 года.

Судно валовой вместимостью 6121 брт, дедвейтом 9460 т, длиной 137,16 м, шириной 17,76 м и осадкой 7,71 м было первым, построенным после первой мировой войны товаропассажирским пароходом Германии. «BOCHUM», помимо большого количества груза, мог принимать на борт 20 пассажиров в каютах 1-го класса. Экипаж 58 человек. Паровая машина 4 кратного расширения мощностью 5000 л.с. обеспечивала скорость хода в 13 узлов.

Первый рейс «BOCHUM» совершил из Гамбурга в Нидерландскую Индию. С 1923 по 1926 год судно эксплуатировалось под флагом компании «Kosmos» на грузопассажирской линии из Гамбурга в порты западного побережья Северной Америки. С 26 ноября 1926 года пароход перешел в состав судов судоходной германской компании «Hamburg-Amerika Linie». В 1928 году он прошел модернизацию. На 8 мест увеличили количество пассажиров 1-го класса, а общее количество пассажирских мест увеличилось до 78. В дополнение к паровой машине установили турбину отработанного пара. Увеличение общей мощности энергетической установки до 5400 л.с. обеспечило скорость хода парохода до 15,0 узлов. Валовая вместимость судна возросла до 7659 брт, дедвейт до 10797 т.

Во время второй мировой войны 9 апреля 1940 года судно было передано Кригсмарине и использовалось в Норвегии в качестве войскового транспорта. В августе этого же года «BOCHUM» для проведения операции «Seelowe» был переоборудован как транспорт вторжения в Англию под наименованием «А 8».

Изображение
Транспорт вторжения «А 8». Фотография из коллекции 'Bull'

Изображение
Пароход «Генерал Черняховский»

С 8 апреля 1941 года судно находилось в резерве и использовалось в Гамбурге как плавбаза. 22 мая 1942 года пароход был возвращен прежним владельцам.

В конце войны после капитуляции фашистской Германии в мае 1945 года судно было захвачено в Ставангере британскими войсками. 28 февраля 1946 года пароход в счет военных репараций был передан Советскому Союзу.

Под названием «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОСКИЙ», он в Киле с 10 по 16 марта 1946 года был принят советской перегонной командой и через Щецин уведен в Калининград. Оттуда он был направлен на ремонт на Черное море. С 23 по 25 апреля пароход прошел Кильский канал и через Плимут и Гибралтар, пройдя 20 мая 1946 года Стамбул, прибыл в Одессу. Приказом ММФ за № 68 от 10 марта 1947 года пароход был зачислен на баланс Черноморского сухогрузного пароходства по состоянию на 1-е января 1947 года.

В начале мая 1947 года «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ», загрузившись в Поти, вышел в США. С 5 на 6 мая он прошел Стамбул, с 13 по 16 мая находился в Гибралтаре и с 30 мая по 6 июня в Балтиморе. 9 июня пароход пришел в Нью-Йорк. На обратном пути в Одессу ему пришлось взять на буксир, полученный там (купленный или принятый в дар) буксирный пароход «ЦИКЛОН». Они вышли из Нью-Йорка 1 июля 1947 года и пришли в Гибралтар 19 июля.

20 июля «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» без «ЦИКЛОНА» вышел в Лиссабон. Около 25 миль к юго-западу от мыса Трафальгар он столкнулся с испанским рыболовным судном «FRANCISCO MARTINEZ», которое затонуло. Погибло шесть членов его экипажа, а «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» вернулся в Гибралтар с пятью спасшимися рыбаками. 21 июля он снова вышел в Лиссабон, где находился с 23 по 24 июля. Оттуда он, миновав 26 июля Гибралтар, направился в Одессу, пройдя 2 августа Стамбул. «ЦИКЛОН» вышел из Гибралтара самостоятельно 25 июля и дошел до Стамбула лишь 4 августа, зайдя по пути 29-30 июля на Мальту.

Изображение
Пароход «Генерал Черняховский»

В начале сентября 1947 года пароход «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» вышел в Ленинград. Он сопровождал (буксировал) до Англии пароход «ТУРГЕНЕВ», переданный Польше. 5 сентября суда прошли Стамбул, с 14 по 16 сентября находились в Гибралтаре и с 22 по 23 сентября 1947 года в Дувре.

С 6 по 8 октября «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» находился в Копенгагене, с 9 по 18 октября в Порсгрунне и пройдя 19 октября Хельсингборг направился в Ленинград. Выйдя оттуда, он с 17 по 23 ноября находился в Котке, с 26 по 30 ноября в Якобстаде. Пройдя 15 декабря Гибралтар, пароход с 19 по 24 декабря находился в Генуе. Позже из Средиземного моря он вышел в Одессу, пройдя 16 января 1948 года Стамбул.

В 1950 году было принято решение о восстановлении лайнера «ПОБЕДА», пострадавшего от сильного пожара на борту, на верфи в ГДР. В начале сентября буксир «ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ» в сопровождении парохода «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» повел лайнер из Одессы в Германию. 4 сентября они прошли Стамбул. После выхода из пролива Дарданеллы буксировку «ПОБЕДЫ» взял на себя «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ». С 17 по 26 сентября суда находились в Гибралтаре, а затем вышли в Висмар. В начале октября 1950 года караван прибыл на верфь.

В 1958 году «ГЕНЕРАЛ ЧЕРНЯХОВСКИЙ» затонул. В 1962 году он был поднят Новороссийской группой ЭО АСПТР ЧМП и передан для разборки на металл. Корпусом парохода был удлинен причал нефтяной гавани в Новороссийском порту (рядом с нынешним морским вокзалом).


Москва, 2002 год
Дополнения: Москва, 2013 год

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Генерал Черняховский"

Сообщение yan »

Огромное спасибо Юрию Трифонову за интересную статью об историческом пароходе "Генерал Черняховский" и пополнении наших знаний об этом судне !

Очень прошу поделиться с нами недостоющей информацией всех кто знает что-нибудь об обстоятельствах того, как пароход "Генерал Черняховский" затонул (или сел на дно) в 1958 году.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя