Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan » 20 апр 2010, 21:18

Здравствуйте, Николай !

Огромное Вам спасибо за все разъяснения, ответы на вопросы, за интереснейшие подробности необычной биографии этого пассажирского лайнера !


Хочу ещё спросить вот о чём. Мыс Калиакра всё же, находится на побережье южнее Румынско-Болгарской границы. Это означает, что после подрыва на мине и до затопления судно ещё какое-то время перемещалось в северном направлении, или в те годы граница между Болгарией и Румынией проходила по побережью южнее чем сейчас ?


С уважением и дружеским приветом
Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 17:03
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение farmacevt » 23 апр 2010, 23:54

Ян! И самому стало интересно... Вот только изначально нам бы с координатами места затопления "Императора" определиться, а потом можно было бы и покопаться: чья вода и с каких пор. Но... У Воронова (Воронов С.О. Енциклопедія морських катастроф України: (затонулі пам'ятки антич., средньовіч. і новіт. історії: залишки міст і поселень, військ. кораблі, цивіл. судна, авіа-та бронетехніка) / С.О. Воронов. - К.: Богдана, 2008. - 848 с.) по аналогичному поводу ("Аналитическая справка относительно потерь кораблей и судов с 1918 по 1939 г.г.") интегрально о ситуации: ..."После завершения Гражданской войны в СССР все спасательные операции, связанные с аварийными ситуациями с гражданскими судами и военными кораблями в акватории Черного и Азовского морей проводились специалистами и техническими средствами ЭПРОНа. Есть информация, что водолазами ЭПРОНа обследовано 50 военных кораблей и 300 торговых судов (перечень объектов и координаты их гибели в государственных архивных фондах Украины отсутствуют). До 1941 г. ЭПРОНом поднято в Черном море больше 100 боевых кораблей и судов общим водоизмещением 60 тыс.т (архивные материалы программы подъемов ЭПРОНа под индексом "Секретно. Служебная информация" на хранении в архиве ФСБ Российской федерации".
В "Лоции Черного моря" 1968 г.изд. (с.386) - "В 22,5 мили севернее мыса Калиакра проходит государственная граница между Народной Республикой Болгарией и Социалистической Республикой Румынией". Есть, правда, в моем распоряжении и "Лоція Чернаго моря" пятого издания (1915 г.) - так там о границе ни пол-слова. Весь иностранный берег уклончиво делится на анатолийский и румелийский. А по нашему поводу только вот это: "между мысами Калиакра и Шаблер замечена в море магнитная аномалия.." Искренне Ваш. Н.В.

yan
Staff
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan » 25 апр 2010, 13:15

Я смог разобраться с ситуацией вокруг места затопления "Императора Петра Великого". Действительно, как мной и предполагалось, до окончания Второй Мировой Войны государственная граница между Румынией и Болгарией проходила по побережью Чёрного Моря южнее, чем она проходит теперь. До Второй Мировой Войны Румынии принадлежала ещё небольшая часть сегодняшней территории Болгарии, находящейся на её северо-востоке. Это была небольшая территория примерно "треугольной" формы, одной из своих сторон выходившая к побережью. Сегодня эта территория принадлежит Болгарии а тогда она принадлежела Румынии. Граница по побережью проходила южнее, чем сегодня. Она проходила южнее мыса Калиакра, между мысом Калиакра и Варной. Правда, в 1918-1919 годах эта территория была под контролем Болгарии.

Следовательно, всё сходится - там где пароход "Император Пётр Великий" затонул, действительно, проходила граница между Румынией и Болгарией и это было в те годы недалеко от Варны.


Остаётся ещё один вопрос. Исходя из второй и третьей статьи, "Император Пётр Великий" не подорвался на мине а был торпедирован, и, как утверждается в третьей статье, произошло это в 1916 году. Насколько эта версия обоснована ? Может быть, имело место какое-то торпедирование судна в 1916 году но оно не затонуло, но торпедирование всем запомнилось, и затем по-ошибке это событие было соединено с его подрывом на мине и потоплением, случившимся позже ?

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 17:03
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение farmacevt » 26 апр 2010, 20:06

Уважаемый Ян! Вопрос территориальных претензий к соседям вообще, Балканской войны в частности, наконец Новой Добруджи, как переходящего политического и военного приза между соседями - Румынией и Болгарией, вряд ли приблизит нас к разрешению или уяснению обстоятельств гибели "Императора"... Понятно, что сама по себе необходимость одновременного согласия правительств и Румынии и Болгарии на судоподъём затонувшего судна уже свидетельствует о некоторой деликатности проблемы. Только вот в каком контексте? Даже банальный набор в любом русскоязычном поисковике словосочетаний "советско-болгарские.., советско-румынские.., румыно-болгарские отношения в 20-м столетии" выдает такое количество взаимных реализованных и не- договоренностей, явных и скрытых устремлений, предпосылок к взаимным уступкам и отсутствию компромисса, что поневоле начинаешь радоваться тому, что интерес лично для меня представляет только бытовавшая в тот период "болгарская" точка зрения, согласно которой "Император" подорвался на одной из мин, установленных в районе Варны осенью или в декабре 1916 года русским тральщиком типа "Эльпидифор". Мне трудно принять на веру версию торпедирования "Императора" в феврале 1920 г. уже потому, что мне не встречались сведения об официально заяляемых победах подводного флота той или иной стороны в этот период в Черном море. Война закончилась, интервенция продолжалась, пароход РОПиТ во фрахте "Messageries maritimes" доставлял снабжение из Марселя в Одессу. Попутно в Варну с греческих островов и Франции репатриировали бывших болгарских военнопленных. Ну и такая насмешка судьбы - "прощальный поклон" французским союзникам Александра Васильевича Колчака, безусловного стратега и практика минной войны. Ссылок по этой тематике, в том числе и Инете - масса (например, издание: Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914–1918 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1940. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/goncharov_denisov/index.html). По вопросу торпедирования "Императора Петра Великого" в его бытность в составе Черноморского флота (госпитального судна и транспорта) мне также ничего неизвестно. Ваш Н.В.

yan
Staff
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan » 27 апр 2010, 23:51

Здравствуйте, Николай !

Большое спасибо за разъяснения !

Румынско-Болгарские отношения в период между двумя Мировыми Войнами в контексте данной проблемы интересовали меня в том плане, что я пытался понять то, почему в одной из версий о судьбе парохода "Император Пётр Великий" сказано что судно затонуло недалеко от Варны, а в другой - возле Румынского побережья.

Исходя из сегодняшнего географического положения прохождения границы между Румынией и Болгарией такие две версии были бы взаимоисключающими, и поэтому я предположил что в период между двумя Мировыми Войнами эта граница могла проходить южнее чем она проходит сегодня, да и ещё раньше могла меняться. Что я и смог подтвердить в соответствующей политической карте, отражающей тот период.

Таким образом, исходя из тогдашнего пролегания границы между Румынией и Болгарией, оба утверждения и о том, что судно затонуло недалеко от Варны и о том, что возле Румынского побережья - верны.

С уважением и дружеским приветом
Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 17:03
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение farmacevt » 07 май 2010, 20:18

Вот нашёл такой фрагмент у Ивана Гайдаенко в его книге "Капитаны, капитаны... Очерки. Киев. Радянський письменник, 1972, 220 с. Может быть кого-нибудь и заинтересует: "...Грянул год четырнадцатый - первая мировая война. Пассажирский пароход "Петр Великий" украсил свою трубу красными крестами - "плавучая больница - морская гробница", серые грубые шинели, землисто-черные лица солдат, белые бинты, вездесущий запах лекарств, стоны, цоканье зубов от малярийного озноба, мертвецы и похороны по морскому обычаю.
Год семнадцатый донес революцию и на палубу "Петра Великого". Красные флаги, митинги, судовые комитеты. Революционные документы на пароходе "Петр Великий" скреплялись двумя подписями: председатель судового комитета - медсестра Давыдова, секретарь - матрос В.Поперечный." Это Гайдаенко пишет о молодости капитана Владимира Николаевича Поперечного (капитан - миллионер, на его счету больше миллиона пройденных миль, очень и очень многие капитаны гордятся тем, что просто знали его...).
А касательно фронтовых будней "Императора Петра Великого", то он являлся госпитальным судном Севастопольского порта (см. например в Инете "Мобилизованные суда в Черноморский флот в годы Первой мировой войны"). Во время ВОВ его притопили на входе в Нефтегавань Одесского порта, а впоследствии ещё и взорвали. Выкарабкался, курилка ...

yan
Staff
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan » 08 май 2010, 16:39

Николай, большое Вам спасибо за интересные сведения о судне !

Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 17:03
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Велики

Сообщение farmacevt » 08 сен 2010, 21:26

Всё таки координаты гибели "Императора" были у Басевича... Вот это место у Вадима Викторовича в "Сказании о пароходах России" (с.182):..."В 5 милях от Варны пароход подрывается на мине. Взрыв произошёл в районе кочегарного отделения. Пробоина была невелика. Судно тонуло медленно, как бы надеясь на спасение. Но оно не пришло. Минуло более суток, прежде чем сдали переборки, и "Император" затонул на широте 43 град. 19 мин. и долготе 28 град.10 мин."

yan
Staff
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Велики

Сообщение yan » 13 сен 2010, 20:46

Здравствуйте, Николай !

Большое Вам спасибо за данные о точных координатах затопления парохода "Император Пётр Великий". Именно как раз в этом районе и проходила морская граница между Болгарией и Румынией в период между Первой и Второй Мировыми войнами.

turist
Новый человек на судне
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 04 дек 2010, 22:28
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Велики

Сообщение turist » 05 дек 2010, 02:44

farmacevt писал(а):Вот нашёл такой фрагмент у Ивана Гайдаенко в его книге "Капитаны, капитаны... Очерки. Киев. Радянський письменник, 1972, 220 с. Может быть кого-нибудь и заинтересует: "...Грянул год четырнадцатый - первая мировая война. Пассажирский пароход "Петр Великий" украсил свою трубу красными крестами - "плавучая больница - морская гробница", серые грубые шинели, землисто-черные лица солдат, белые бинты, вездесущий запах лекарств, стоны, цоканье зубов от малярийного озноба, мертвецы и похороны по морскому обычаю.
Год семнадцатый донес революцию и на палубу "Петра Великого". Красные флаги, митинги, судовые комитеты. Революционные документы на пароходе "Петр Великий" скреплялись двумя подписями: председатель судового комитета - медсестра Давыдова, секретарь - матрос В.Поперечный." Это Гайдаенко пишет о молодости капитана Владимира Николаевича Поперечного (капитан - миллионер, на его счету больше миллиона пройденных миль, очень и очень многие капитаны гордятся тем, что просто знали его...).
А касательно фронтовых будней "Императора Петра Великого", то он являлся госпитальным судном Севастопольского порта (см. например в Инете "Мобилизованные суда в Черноморский флот в годы Первой мировой войны"). Во время ВОВ его притопили на входе в Нефтегавань Одесского порта, а впоследствии ещё и взорвали. Выкарабкался, курилка ...


farmacevt Спасибо.

Я потом отдельно эту тему затрону.
Сейчас немного дополню.

1914год Севастополь.матросы перекрашивают судно в белый цвет.
Подпись В.Н.Поперечного на обратной стороне фото. Служба матросом с 1914 по 1918гг

Изображение

Ответить