Главная страница | Расписание круизов        

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan 06 ноя 2016, 22:02

Юрий Трифонов

Товаропассажирский теплоход
для Крымско-Кавказской линии
«АРМЕНИЯ»



Изображение

Центральное бюро морского судостроения в 1926 году разработало проект первого скоростного комфортабельного советского лайнера. Теплоход водоизмещением 5770 т (4727 брт), длиной 107,72 м, шириной 15,55 м и осадкой 5,95 м мог брать на борт 60 человек в каютах 1-го класса, 192 – в каютах 2-го класса, 266 – в каютах 3-го класса и 462 палубных пассажиров. Клепаный корпус подразделялся на 9 главных отсеков. Для размещения 1000 тонн груза имелось шесть трюмов и два твиндека. Двухвальная энергетическая установка из двух двигателей завода «Русский дизель» мощностью по 2000 л.с. обеспечивала судну скорость 12,6 узла.

По этому проекту на Ленинградском Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в октябре 1926 года были заложены, а в декабре 1927 года спущены на воду первые два теплохода «крымчака» «АБХАЗИЯ» и «АДЖАРИСТАН». На освободившихся стапелях началась постройка однотипных теплоходов «АРМЕНИЯ» (строительный № 186) и «УКРАИНА». В начале ноября 1928 года «АРМЕНИЯ» была спущена на воду и в январе 1931 года была сдана Черноморской Главной конторе Совторгфлота. С 1931 года теплоход включился в работу по перевозке пассажиров и грузов на экспрессной линии Одесса – Батуми- Одесса. С 15 марта 1934 года он вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства НКВТ. В 1940 году судно прошло ремонт на Одесском судоремонтном заводе.

В первые дни войны «крымчаки» были мобилизованы. В короткий срок их переоборудовали в военные транспорты, установили по три 45 мм зенитных орудия и пулеметы. «АРМЕНИЯ» с 8 августа 1941 года стала санитарным транспортом.

Изображение

Экипаж состоял из 96 человек. Медицинский персонал - 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Судно даже не успели перекрасить. С нанесенными на палубе и бортах огромными ярко-красными крестами, теплоход начал перевозить в Одессу и Севастополь воинские подразделения, боеприпасы и вооружение, а в обратном направлении раненых и мирное население. До начала ноября «АРМЕНИЯ» успела совершить 15 эвакорейсов и доставила на Кавказ более 15000 человек (в среднем 1000 человек за рейс). Судно провело на ходу 820 часов, а в ремонтах 144 часа. После 73-х дневной обороны Одессы главной проблемой стала оборона Севастополя, так как 26 октября 1941 года немецкие части прорвали оборону наших войск у Перекопа и начали быстро продвигаться вглубь полуострова Крым. Потребовалось срочное пополнение людьми и вооружением обороняющих Главную базу флота частей.

Изображение

В 5 часов 40 минут 4 ноября 1941 года теплоход, с несколькими маршевыми батальонами (4500 человек) с вооружением и боеприпасами, вышел из Туапсе в охранении эсминца «СПОСОБНЫЙ» и тральщика «ГРУЗ». Из-за неисправности машины в 11 часов «АРМЕНИЯ» вернулась в Туапсе. После краткого ремонта транспорт вновь покинул Туапсе и в охранении эсминца «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» последовал в сторону Крыма. Командир «АРМЕНИИ» по предписанию должен был привести судно в Ялту. Однако на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и приказали повернуть транспорт в Севастополь. 5 ноября 1941 года «АРМЕНИЯ» прибыла в Севастополь и начала выгрузку войск в районе угольной пристани.

После выгрузки судно перевели в Корабельную бухту к причалу артиллерийских мастерских, где на теплоход 6 ноября с большой поспешностью погрузили весь личный состав Севастопольского военно-морского госпиталя, Второго военно-морского и Николаевского базовых госпиталей, поликлиники, санитарно - эпидемической службы, медицинских санитарных отрядов и ряда гражданских лечебных учреждений города.

В ночь на 7 ноября «АРМЕНИЯ» отчалила и, выйдя из Севастопольской бухты, взяла курс на Кавказское побережье. Ее сопровождали два сторожевых катера. Однако по пути судну было приказано зайти в Балаклавскую бухту и принять на борт с баркасов и катеров работников НКВД, а затем следовать в Ялту, где в местном военном госпитале скопилось много раненых. В два часа ночи «АРМЕНИЯ» ошвартовалась в Ялтинском порту. В три часа ночи порт покинули эскадренные миноносцы «БОЙКИЙ» и «БЕЗУПРЕЧНЫЙ» с войсками на борту.

Изображение

Изображение

В Ялте началась паника. Количество желающих попасть на борт «АРМЕНИИ» стало стремительно возрастать с каждой минутой стоянки теплохода в порту. В результате корабль был буквально забит людьми. Закончив погрузку медперсонала и раненых местного госпиталя и лазаретов, а также сотрудников партийного руководства области и курортной зоны, «АРМЕНИЯ» около 8 часов утра 7 ноября, нарушив запрет на выход из порта в дневное время, отвалила от причала и пошла в открытое море навстречу своей гибели.

По всей вероятности, в это время передовые подразделения немецко-фашистских войск находились уже в области дальних посёлков ялтинского региона, и беспрепятственно с обеих сторон по побережью продвигались к городу, в котором, тем временем, уже как минимум сутки практически во всех районах кроме портового царили безвластие и хаос. Но германские войска войдут в Ялту, очевидно, лишь к утру следующего дня, 8 ноября 1941 года.

В 11 часов 29 минут на пути в Туапсе в районе Гурзуфа «АРМЕНИЯ» была торпедирована с воздуха самолетом противника и через четыре минуты затонула в районе примерно 44.17N-34.10E. Гибель «АРМЕНИИ» стала крупнейшей в истории Великой отечественной войны морской катастрофой, в которой погибло более 7 тысяч человек раненых, медперсонала, эвакуируемых и экипажа. Спаслось лишь 8 человек.


Москва, 2002 год
Дополнения: Москва, 2011 год
Последний раз редактировалось yan 11 ноя 2016, 01:59, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Внесение дополнения
yan
Staff
 
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan 11 ноя 2016, 02:35

К сожалению, гибель теплохода "Армения" таит в себе много таин, но также много - и неразрывно связанная с ней история последних дней Ялты перед занятием города германскими войсками, ориентировочно утром, 8 ноября 1941 года. Что было в эти последние дни ? В какой день и момент было прекращено централизованное управление городом со стороны администрации СССР ? Что толком происходило в Ялте и ближних окрестностях в течение этих, видимо, нескольких дней, когда власть СССР в городе прекратилась и сосредоточилась лишь на военной охране нескольких разрозненных военно-значимых объектов, преимущественно в припортовой зоне, до прихода германских войск ? Что происходило в городе ? Почему советская власть в последующем "вымазала" этот период из истореописания, заменив его стандартными общеизвестными предложениями ? Что значит хотя бы то, что на военно-транспортном судне думали, что Ялта 5.07.1941 уже занята германскими войсками, а оказалось что нет ? - Это ещё одно потверждение тому, что центральной власти в городе уже не было как-минимум по состоянию на 5 ноября.

Где бы теперь найти настоящую правду о том событии ? Достоверную, целостно-достоверную правду. Вопрос философский...

Помянём ещё раз всех погибших на судне. И помянём отдельно Одесский экипаж судна под командованием капитана Владимира Яковлевича Плаушевского, совершивший в любом случае геройство - мужественно, профессионально и в своих возможностях по-человечески достойно выполняя такой рискованный и страшный в каждом своём мгновении рейс.


Изображение
Теплоход "Армения". Художественная открытка выпуска 1930-х гг
yan
Staff
 
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan 07 ноя 2018, 23:52

Светлой памяти всех погибших вместе с теплоходом "Армения" - страшной трагедии, происшедшей 77 лет тому назад вблизи Ялты, незадолго перед полуднем, 7 ноября 1941 года, в ходе Германско-Советской войны 1941 - 1945 гг, и унёсшей жизни нескольких (возможно - многих) тысяч человек - пассажиров и членов экипажа судна, ставшего тогда военно-транспортным.

Корабль, к сожалению, до сих пор не найден на дне Чёрного моря.


7 ноября 2018 года
yan
Staff
 
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пред.

Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron