Пароход "Ильич" (1895)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 25 дек 2016, 00:54

Спорить о датах и составе преступления Калищука не берусь, однако в уже упоминавшемся мной источнике – «Небывалая аварийность на Черном море». «Водный транспорт» №4, 1929 г., с.36, автор И.М-в (я подозреваю, что это И.Михайлов) сообщается вот о чем. 2 февраля 1929 г. после продолжительного дрейфа от Тарханкутского маяка (!) в двух милях восточнее Босфора на берег выбросился обледенелый и потерявший управление пароход «Ян Томп». После этого в течение трех недель спасательное судно «Семпер Паратус» предпринимало попытки снять судно с мели (глубина 3.6 метра). Результата это не принесло, так как трюмы «Томпа» были под завязку нагружены подмокшим сахаром. «На помощь судну и для отгрузки сахара Совторгфлот направил ряд своих пароходов: «Ян Рудзутак», «Ильич», «Искра», «Крестьянин» и «Красный флот». За три недели удалось отгрузить с судна только 127 тонн сахара. Штормы у анатолийских берегов мешали регулярной работе по прорытию канала и разгрузке сахара на магуны».

Изображение
Дом Троцкого на острове «покоя и забвения» Бююкада (Принкипо). 2. 2014 г.

Далее в статье, еще интересней – оказывается возвращаясь из Константинополя в Одессу сам «Ильич» сел на мель у Цареградского маяка. …«Ильич» требовал срочной помощи и настаивал на присылке ледоколов. Однако, ледокол «Литке» оказать помощи не мог, ибо «Ильич» сидел на мелкой воде…. П/х «Ильич» был снят с мели после шестидневной работы п/х «Ястреб» и буксиром –ледоколом Совторгфлота «Сарыч». Так что в свете всех событий, произошедших в феврале 1929 г. категорически утверждать, что срок старшего механика связан только с депортацией Троцкого я бы не рискнул.

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 25 дек 2016, 01:01

Капитан «Ильича» в «депортационном» рейсе Михаил Петрович Русанов, якобы тоже арестовывался ГПУ в 1930 г. , но избежал заключения и как-то сумел скрыться в Сибири, на Байкале, где с мая 1932 по октябрь 1938 г. командовал ледоколом «Ангара». В 1938 г. его как члена троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации снова посадили, но вскоре выпустили на свободу. На мостик 66-летний капитан больше не поднимался. Сайт музея этого знаменитого ледокола сообщает, что воспоминания о Русанове оставил длительное время плававший с ним старший механик Петр Александрович Тимошенко (http://angara.gavailer.ru/histor_4.php). К сожалению, мои электронные обращения в музей остались без внимания. Благодаря хранительнице фондов одесского музея морского флота Людмиле Владимировне Свинтковской мне удалось разыскать фотографию Михаила Петровича 1927 г., но каких либо конкретных сведений о нем мы не обнаружили.

Изображение
Михаил Петрович Русанов - капитан п/х «Тобольск». 1927 г.
Фотография из фондов музея ММФ

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 26 дек 2016, 01:00

Авария «Ильича» в декабре 1931 г. у острова Буюк-Сагиб подробно описана непосредственным участником этого события капитаном Григором в книге «Море – моя судьба» [11]. Давать какие-то комментарии к этому тексту мне даже неловко, поэтому остается только предложить читателям скан-копии 62 – 71 с. (Приложение 2).

Современная событию хроника «Спасение парохода «Ильич» имеется в «Водном транспорте» №6 за 1932 г. (Приложение 3). И Михаил Иванович Григор и журнал сообщают, что судно выполняло ближневосточный рейс и совершало переход Измир – Пирей. Позднее в различных источниках, например [13], с.109-110 указывалось на то, что судно следовало из Измира в Одессу. Что меня удивило в этой истории, так это выпуск в 1932 г. знака участника спасения парохода «Ильич» (другого случая выпуска в СССР знака, посвященного спасательной операции судна торгового флота я просто не знаю) и его сегодняшняя рыночная стоимость - http://numismat.ru/au.shtml?au=81&per=2 ... 10&&page=3). Командовал всей операцией «во спасение» «Ильича» будущий начальник Совторгфлот Одесса/Владивосток (или пусть будет Черноморское и Тихоокеанское управления морского флота) Павел Петрович Ковель. Его, понятное дело, расстреляли в 1937, а человек был интересный. Поделюсь также фотографией капитана «Ильича» в этом рейсе Георгия Викентьевича Баглая:

Изображение
Георгий Викентьевич Баглай – капитан т/х «Челюскинец». 1938 г.
Фотография из фондов музея ММФ


Почему-то часто аварию судна в 1931 г. и рейс 1929 г. с Троцким связывают с капитаном Л.Е.Кадецким (например в «Морской энциклопедии Украины» 2012 г. и пр.). Я сверялся с его послужным списком. Это не так, хотя Лука Кадецкий был на «Ильиче» и 4-м, и 2-м помощником капитана и капитаном в 1930 г.

Во время ремонта в Севастополе судно и ремонтировали и реставрировали. Был осуществлен очень прогрессивный на тот момент перевод котлов на жидкое топливо. После ремонта, в ноябре 1932 г. на мостик «Ильича» поднялся капитан Денис Францевич Каминский. Но и его подстерегали негоразды - на выходе из Днепра груженый лесом пароход выскочил на мель. После этого судно снова стало готовиться к океанским походам – в 1934 г. было принято решение передать его Дальневосточному пароходству. В заключительной сцене своей черноморской карьеры пароход «ударил хвостом»: уходя из Одессы «Ильич» врезался форштевнем в рейдовый мол. В этом случае обычно кивают на прибывшего из Владивостока капитана Шишова, хотя перегонный экипаж «Ильича» состоял из одесситов. Среди них, между прочим, оказался кочегар Григорий Петрович Лобода, сам страстный коллекционер (марок РОПиТ, в том числе) и отец многолетнего бессменного председателя правления Одесского городского общества коллекционеров Петра Григорьевича Лободы.

Полемизировать или добавить что-то интересное к имеющемуся достаточному количеству сообщений о работе судна на экспрессной линии Владивосток – Петропавловск и на других маршрутах дальневосточного бассейна мне сложно. Может быть стоит еще раз вспомнить добрым словом капитанов Б.Н.Шишова и И.Н.Стеценко, старшего механика Г.В.Волкоша, не на один год связавшими свою судьбу с судном. Это были очень авторитетные на Дальнем Востоке специалисты. Эксплуатация судна в океане не была простым делом - «Ильич» имел плохую остойчивость и мог плавать только при наличии постоянного твердого балласта и правильной загрузки. Хочу поблагодарить Сергея Витальевича Гаврилова, на мой взгляд, наиболее авторитетного специалиста по истории морского и рыбопромыслового флота Камчатки, откликнувшегося на мою просьбу и предоставившего публикации газеты «Камчатская правда» за 1934 г. и фотографию «Ильича» в Петропавловске (Приложение 4).

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 30 дек 2016, 00:49

Лет десять тому назад, я приобрел фотографию «Ильича», которая, по словам продавца, попала к нему после кончины знаменитого капитана-испанца Мантильи. Для убедительности мне предложили еще несколько малозначащих документов и бумаг, действительно ранее принадлежавших Мантилье. Но дело не в этом - продавец утверждал, что во время войны Мантилья командовал «Ильичем» на Дальнем Востоке. Я пытался проверить информацию и обнаружил сведения о том, что этот републиканец, о котором до сих пор в Одессе ходят легенды, сделал в 1943 г. на «Ильиче» рейс в качестве дублера капитана. Смотреть, например, статью «Либерти "Александр Невский" и его капитан испанец Альварес» http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/paperno1/ ... del/24.doc .

О гибели «Ильича» в Портленде в 1944 г. писали Константин Бадигин в [14], с.322 – 323 и Николай Быков в [15], с.70-71. Обсуждать вроде бы тут особенно нечего, хотя ситуация со снятием листов наружной обшивки по последствиям чем то напоминает июль 1919 г. Взамен затонувшего «Ильича» советской стороне были переданы два грузопассажирских парохода 1902 г. постройки – «Михаил Ломоносов» и «Урал». Я когда-то даже начал интересоваться этими судами – на кого это так ловко «Ильича» разменяли… Но обнаружил рассказ старого камчатского капитана Тимофея Михайловича Кривоногова «На Родину, в лагеря…» (http://www.npacific.ru/np/library/publi ... kaz/11.htm и сразу как-то расхотелось...


В заключение хочу сказать вот что: работая над статьей я много узнал о пароходе, о честных людях, водивших его в «соленую купель», о морях и портах, где ему пришлось побывать и даже что-то новое о времени, в котором ему пришлось «жить»… Мне не суждено увидеть весы истории, на которых, как известно, будет взвешен каждый, узнать, в каких категориях были обнаружены в чистилище те, чьи имена присваивались судну. Как по мне, так «шапка Мономаха» чересчур тяжела для того, чтобы именами ее живых обладателей называть даже самых красивых, но все равно тружеников моря. Не судится одному и тому же поколению «вычистить землю, посадить сад и еще самим успеть погулять», как об этом мечтал герой киноленты Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Хорошо бы не обращать императоров в Ильичей и наоборот, а взять за правило хоронить своих мертвых… Но если кто-то считает иначе, я не буду с ним спорить. А просто приглашу открыть альбом со старыми фотографиями и вместе рассматривать прочих «Николаев» и новых «Ильичей»… Вы видите сколько их, нашедших свою судьбу в море: они снова швартуются и снова уходят; меняются вахты и еще не отбита последняя склянка, а значит рейс продолжается… И я, надеюсь, так будет всегда…

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 30 дек 2016, 01:01

Литература:

1. В.В.Басевич. Сказание о пароходах России. «Морские вести России», М., 2002, 320 с.

2. “Собрания сведений о пароходах РОПиТа “ (составлено по распоряжению Директора Общества капитана I ранга О.Л.Радлова подполковником корпуса штурманов Н.Л.Ивановым в 1900 году, Одесса, типография Акционерного Южно-Русского общества Печатного дела, 1900 г.)

3. В.А.Савченко. «Анархисты-террористы в Одессе (1903 – 1913)». Исторический очерк.- Одесса: «Optimum».2006.- 248 с.

4. Савченко В. Діяльність анархістів-синдикалістів серед одеських моряків (1906–1913 рр.) // Краєзнавство. – 2013. – Ч. 2 (83). – С. 174–181.

5. В.Савченко. Анархістський рух в Одесі (1903-1916 рр). Південний Захід. Одесика. Історико-краєзнавчий науковий альманах.–Вип.18.-«Друкарський дім», Одеса, 2014, 307 с.

6. А.Агаларов. «Одесская районная подпольная организация большевиков на Пересыпи в 1918-19 г.г.». Сборник статей и воспоминаний «Октябрь на Одещине». Изд. Одесской окружной Октябрьской комиссии и Истпарт отдела Окркома К.П.Б.У. Одесса, 1927 г.

7. Д.А. Мельников. «Железный прораб». Повесть. Лит.запись Б.Эпельфельда. М.,»Молодая гвардия», 1966, 280с.)

8. Аварии морских судов и их предупреждение . / Под ред. капитана С. П. Лугового. - Москва : Вод. транспорт, 1939. - 152 с.

9. Опасное Черное море/ Е.Ф.Шнюков, Л.И.Митин, А.А.Щипцов.-Киев:Логос,2011.-558 с.

10. Ю.Ф.Антипов. Борьба безработных за право на труд в городах юга Украины (середина 20-х годов ХХ ст.). Записки исторического факультета ОНУ им. Мечникова, вып.16. Одесса, «Астропринт», 2005, с.176- 183.

11. М. Григор. Море – моя судьба. Воспоминания капитана. Одесса, «Маяк», 1987. - 319 с.

12. А. Стецюченко « Байки Одесскогого порта», Одесса, Астропринт, 2005. – 256 с.; с.209, рассказ «Статья того времени».

13. Н.П.Чикер. Служба особого назначения. М., ДОСААФ, 1975 г., 224 с.

14. Бадигин К.С. На морских дорогах. М., Политиздат, 1978 г., 375 с.

15. Быков Н.Г. Прожитое и пережитое.- М.: Андреевский флаг, 1996.- 352 с.


Одесса, июнь 2011 г. - сентябрь 2016 г.

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 03 янв 2017, 20:47

Приложение 1
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")
21_01.JPG
21_01.JPG (50.02 КБ) 11813 просмотров
21_02.JPG
21_02.JPG (68.92 КБ) 11813 просмотров
21_03.JPG
21_03.JPG (64.81 КБ) 11813 просмотров
21_04.JPG
21_04.JPG (72.08 КБ) 11813 просмотров
21_05.JPG
21_05.JPG (71.94 КБ) 11813 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 03 янв 2017, 20:53

21_06.JPG
21_06.JPG (65.43 КБ) 11809 просмотров
21_07.JPG
21_07.JPG (64.12 КБ) 11809 просмотров
21_08.JPG
21_08.JPG (38.04 КБ) 11810 просмотров
21_09.JPG
21_09.JPG (40.96 КБ) 11809 просмотров
21_10.JPG
21_10.JPG (69.67 КБ) 11809 просмотров
21_11.JPG
21_11.JPG (66.42 КБ) 11809 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 05 янв 2017, 17:20

22_01.JPG
22_01.JPG (69.71 КБ) 11781 просмотр
22_02.JPG
22_02.JPG (65.51 КБ) 11781 просмотр
22_03.JPG
22_03.JPG (43.41 КБ) 11778 просмотров
22_04.JPG
22_04.JPG (34.33 КБ) 11777 просмотров
22_05.JPG
22_05.JPG (65.4 КБ) 11777 просмотров
22_06.JPG
22_06.JPG (64.96 КБ) 11777 просмотров
22_07.JPG
22_07.JPG (21.65 КБ) 11776 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 06 янв 2017, 17:47

Приложение 2
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")
22_08+09.JPG
22_08+09.JPG (78.45 КБ) 11751 просмотр
23_01+02.JPG
23_01+02.JPG (81.29 КБ) 11751 просмотр
23_03+04.JPG
23_03+04.JPG (87.21 КБ) 11752 просмотра
23_05+06.JPG
23_05+06.JPG (81.25 КБ) 11752 просмотра
23_07+08.JPG
23_07+08.JPG (86.03 КБ) 11752 просмотра

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan » 07 янв 2017, 18:59

23_01+02.JPG
23_01+02.JPG (81.29 КБ) 11738 просмотров
23_03+04.JPG
23_03+04.JPG (87.21 КБ) 11738 просмотров
23_05+06.JPG
23_05+06.JPG (81.25 КБ) 11738 просмотров
23_07+08.JPG
23_07+08.JPG (86.03 КБ) 11738 просмотров

Ответить