Страница 1 из 3

Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 19 июл 2011, 21:07
Vitalis Merta
Просматривая "Водный транспорт" за 1988 год, в номере от 5 мая заинтересовался заметкой Н. Аникина о судьбе парохода BORE-II, первоначально - пассажирского судна Великого княжества Финляндского, а затем - сторожевого корабля России - СССР, получившего новое имя "Ястреб". Вспомнилось, что видел его рисунки и фотографии на финляндском форуме TURKUSTEAMERS. Уточнил. Да, это именно BORE-II , он же "Ястреб". На форуме выставлены несколько его изображений финляндских времен и основные факты из долгой биографии парохода. И хотя есть у меня не законченные темы, вдруг почувствовал необходимость немедленно рассказать о BORE-II - " Ястребе".

Изображение

Рисунок парохода, художник Hakan Sjostrom, Turku.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 19 июл 2011, 21:32
Vitalis Merta
Изображение

Почтовая карточка 1909 года с изображением парохода.

TURKUSTEAMERS сообщает, что пароход был построен в 1900 году AS Helsingors Jernskibs & Maskinbyggeri, Дания. Владелец - Ab Bore, Turku. Стоимость судна указана : 468000 датских крон.

Основные размерения: 58.10 Х 8.90 Х 4.70 метра. 820 брт, 396 нрт, дедвейт - 250 тонн. Мощность машины - 950 лошадиных сил. Ход - 12 узлов. Спальных мест в каютах - 123.

19 сентября 1909 года пароход отправился в свой первый рейс из Турку в Стокгольм через Мариенхамина на Аландских островах. Шведские газеты писали, что BORE- II - самый элегантный пароход на Балтике.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 19 июл 2011, 21:38
Vitalis Merta
Изображение

Открытка с флагом парохода. Из коллекции Йохана Снеллмана.

В июле 1901 года судно установило радиосвязь с пароходом NORDKUSTEN, который в свою очередь позволил пассажирам делать звонки на берег.

В 1904 году, в феврале пароход совершил рейс из Турку с пассажирами, желающими сделать покупки в Таллинне.

В зиму 1906 -1907 г.г. пароход находился в доке, ему сделали ремонт с увеличением числа пассажирских кают до шестнадцати.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 20:59
yan
Виталис, спасибо Вам большое за новую тему об интересном судне !

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 21:39
Vitalis Merta
yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за новую тему об интересном судне !


Спасибо, Ян !

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 21:40
Vitalis Merta
Изображение

15 августа 1914 года пароход BORE-II был принудительно арендован для нужд Российского ВМФ, за аренду выплачивали 15 000 финских марок в месяц. Судно использовалось на линии Хельсинки- Таллинн - Санкт-Петербург.

25 мая 1915 года вечером в Южной гавани Хельсинки загорелись большие товарные склады, огонь охватил и стоящие неподалеку суда. В результате пожара BORE-II затонул в акватории порта. Погибли 10 человек.

В июне 1915 года пароход подняли и поставили в док Hietalahti для необходимого ремонта. 16 октября того же года отремонтированное судно продали на аукционе по общей стоимости 250 000 финских марок морскому капитану из Выборга J.W. Paulin. Капитан Паулин продал пароход в середине ноября того же года Финляндской пароходной компании F.A.A.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 22:30
Vitalis Merta
Изображение

BORE-II после пожара в порту Хельсинки. Май 1915 года.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 22:50
Vitalis Merta
В феврале 1916 года пароход BORE-II принудительно выкуплен (pakkomyynti ) российским правительством , судно использовалось как конвойное транспортное судно. Имя судна изменили и оно стало называться "Ястреб".

В 1917 году в период октябрьской революции "Ястреб" зашел в Неву вместе с крейсером "Аврора".

Далее отвлечемся на время от финляндского источника и найдем "Ястреб" в информации о военно- морском флоте Советской России - СССР. Я дам ссылку на информацию о судне. Самое любопытное, что рисунок "Ястреба" совсем не соответствует финским фотографиям. Есть расхождения и в текстовой информации.

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 20 июл 2011, 22:53
Vitalis Merta
Изображение

http://www.shipandship.chat.ru/military/b024.htm

Такова советская версия о пароходе.

Ссылка на информацию о военной деятельности "Ястреба".

http://militera.lib.ru/tw/kuskov_vp/12.html

Re: Пароход "BORE-II" - " Ястреб". 1900-1963 г.г.

СообщениеДобавлено: 22 июл 2011, 11:55
Vitalis Merta
Изображение

Подъем парохода "BORE-II " в порту Хельсинки. Фото форума TURKUSTEAMERS.

Продолжу изложение информации указанного форума.

1923 год- пароход передали в Азово-Черноморское пароходство. Последовало очередное переименование и "Ястреб" стал называться "16 Октября".
1930 год - - новая смена владельца. Под именем "Ястреб" пароход уходит в Архангельск. Первого сентября в результате навигационной ошибки "Ястреб" получил пробоину на каменистом грунте и затонул. Следующим летом его подняли, отремонтировали и ввели в эксплуатацию.
Добавлю, что по российским источникам авария случилась в губе Ковда на Белом море. Подъем производил Беломорский отряд ЭПРОН. В эксплуатацию пароход был введен только к навигации 1934 года. В 1940 году судно передали Мурманскому пароходству, в качестве товаро-пассажирского парохода "Ястреб" работал в Белом, Баренцевом и Карском морях.