Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)
Добавлено: 12 дек 2011, 12:56
Приведу статью, которая открывает некоторые фотографии:
В августе 1937 г. пропал в Центральной Арктике самолет С.А. Леваневского с экипажем из шести человек, совершавший вслед за В.П. Чкаловым и М.М. Громовым перелет по маршруту Москва - Северный полюс - США. На поиски были брошены практически все имевшиеся на Крайнем Севере самолеты (что способствовало срыву ледовой авиаразведки и привело впоследствии к непоправимым бедам), многие суда. "Красин", только-только приступивший к проводке караванов в Восточной Арктике, также был снят с трассы и высочайшим распоряжением направлен к побережью Аляски, к мысу Барроу, где два самолета, пилотируемых А.Н. Грацианским и В.Н. Задковым, повели поиск со стороны Американского континента. Сам "Красин" сделал неудавшуюся попытку войти в тяжелые льды к северу от м. Барроу и полтора месяца простоял у берегов Аляски фактически без дела. Наконец последовал приказ прекратить поиски и считать машину Леваневского погибшей... "Красину" надлежало помочь транспортным судам, отчаянно пробивавшимся из моря Лаптевых к Берингову проливу. Стоял октябрь, вызволить застрявший караван в столь позднее время "Красин" не мог. Мало того, он сам остался на вынужденную зимовку в Хатангском заливе (к востоку от п-ва Таймыр), в бухте Кожевникова. На первую в своей жизни зимовку...
Она протекала драматично. Корабль был, как говорят моряки, обезуглен, требовалось загрузить трюмы топливом. К счастью, на ближайшем берегу имелись угольные шахты, и красинцы, превратившись в заправских горняков, бок о бок с рабочими "Нордвикстроя" спускались в глубину арктических недр. Они рубили уголь, выдавали его на-гора, везли на тракторах по проложенной во льду дороге к своему ледоколу (а это почти 80 километров), заполняя таким образом корабельные трюмы. "Дорогу жизни" заметали метели, приходилось восстанавливать и поддерживать ее, моряки испытывали немалые лишения, валились с ног от перенапряжения, но к апрелю 1938 г. подняли на борт "Красина" около 3 тыс. тонн угля, поистине "золотого". Ледокол-зимовщик был теперь готов к навигации. Он тотчас включился в работу в восточных морях Ледовитого океана.
В конце сентября 1938 г., выполнив намеченную программу, корабль двинулся во Владивосток. И тут поступило приказание срочно возвращаться в Арктику: маленькое деревянное судно "Ост" безнадежно вмерзло в лед неподалеку от чукотского побережья. Стихия оказалась и на сей раз сильнее "Красина", все попытки протащить "Ост" по проложенному каналу во льдах были тщетны: у судна не действовал руль, и активно следовать за поводырем оно не могло. Восемь человек из его команды остались на зимовку, двадцать с лишним перешли на борт "Красина", усугубив и без того острую "жилищную проблему". Как подсчитали позже дотошные береговые экономисты, поход ледокола на выручку "Оста" обошелся в несколько сот тысяч рублей.
Вот так жил и работал, бедствовал и отважно спасал коллег "Красин".
В августе 1937 г. пропал в Центральной Арктике самолет С.А. Леваневского с экипажем из шести человек, совершавший вслед за В.П. Чкаловым и М.М. Громовым перелет по маршруту Москва - Северный полюс - США. На поиски были брошены практически все имевшиеся на Крайнем Севере самолеты (что способствовало срыву ледовой авиаразведки и привело впоследствии к непоправимым бедам), многие суда. "Красин", только-только приступивший к проводке караванов в Восточной Арктике, также был снят с трассы и высочайшим распоряжением направлен к побережью Аляски, к мысу Барроу, где два самолета, пилотируемых А.Н. Грацианским и В.Н. Задковым, повели поиск со стороны Американского континента. Сам "Красин" сделал неудавшуюся попытку войти в тяжелые льды к северу от м. Барроу и полтора месяца простоял у берегов Аляски фактически без дела. Наконец последовал приказ прекратить поиски и считать машину Леваневского погибшей... "Красину" надлежало помочь транспортным судам, отчаянно пробивавшимся из моря Лаптевых к Берингову проливу. Стоял октябрь, вызволить застрявший караван в столь позднее время "Красин" не мог. Мало того, он сам остался на вынужденную зимовку в Хатангском заливе (к востоку от п-ва Таймыр), в бухте Кожевникова. На первую в своей жизни зимовку...
Она протекала драматично. Корабль был, как говорят моряки, обезуглен, требовалось загрузить трюмы топливом. К счастью, на ближайшем берегу имелись угольные шахты, и красинцы, превратившись в заправских горняков, бок о бок с рабочими "Нордвикстроя" спускались в глубину арктических недр. Они рубили уголь, выдавали его на-гора, везли на тракторах по проложенной во льду дороге к своему ледоколу (а это почти 80 километров), заполняя таким образом корабельные трюмы. "Дорогу жизни" заметали метели, приходилось восстанавливать и поддерживать ее, моряки испытывали немалые лишения, валились с ног от перенапряжения, но к апрелю 1938 г. подняли на борт "Красина" около 3 тыс. тонн угля, поистине "золотого". Ледокол-зимовщик был теперь готов к навигации. Он тотчас включился в работу в восточных морях Ледовитого океана.
В конце сентября 1938 г., выполнив намеченную программу, корабль двинулся во Владивосток. И тут поступило приказание срочно возвращаться в Арктику: маленькое деревянное судно "Ост" безнадежно вмерзло в лед неподалеку от чукотского побережья. Стихия оказалась и на сей раз сильнее "Красина", все попытки протащить "Ост" по проложенному каналу во льдах были тщетны: у судна не действовал руль, и активно следовать за поводырем оно не могло. Восемь человек из его команды остались на зимовку, двадцать с лишним перешли на борт "Красина", усугубив и без того острую "жилищную проблему". Как подсчитали позже дотошные береговые экономисты, поход ледокола на выручку "Оста" обошелся в несколько сот тысяч рублей.
Вот так жил и работал, бедствовал и отважно спасал коллег "Красин".