Включить обычный стиль
Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.
Ответить

Теплоход "Крым" (1928)

11 окт 2012, 22:26

Дорогие друзья !

Многие из вас, посещая Ялту и гуляя по её набережной, обращали внимание на небольшое красивое представительское судно - яхту "Крым". С этим судном, чаще всего, и ассоциируется это название. Но сегодня мало кто помнит, что раньше это имя носило и другое судно - легендарный грузопассажрский теплоход Черноморского Морского пароходства, представитель серии довоенных т.н. "Крымчаков", экспрессных судов, совершавших рейсы по Крымско-Кавказской линии, международных морских линиях СССР, и даже круизы вокруг Европы для советских граждан.

Серия этих судов явилась прямым и естественным предшественником построенной в конце 1950-ых - начале 1960-ых годов также известной серии судов типа "Киргизстан", а теплоход "Крым", в частности - стал единственным судном своей серии, пережившим Великую Отечественную войну и одним из трёх пассажирских судов довоенного флота Черноморского пароходства, остававшихся в строю и в послевоенный период.

Предлагаем вашему вниманию серию статей и выдержек из статей, рассказывающих о судьбе пассажирского теплохода "Крым" 1928 года постройки

Изображение
Теплоход "Крым". Открытка 1960 года. Коллекция Яна Пичиневского

Теплоход "Крым" (1928)

11 окт 2012, 23:09

Почтово-товаропассажирский
теплоход для Крымско-Кавказской линии
«Крым»


Изображение

Теплоход «Крым» 1931 год

В 1925 году в Ленинграде было образовано Центральное бюро по морскому судостроению (ЦБМС). Среди первых проектов выполненных его конструкторами оказались почтово-товаропассажирские теплоходы для Крымско-Кавказской линии. По техническому заданию Совторгфлота и консультаций с опытными капитанами и механиками длительное время плавающими на этой линии были сформулированы окончательные требования на заказанные суда.
В марте 1926 года проектная документация была передана Ленинградскому Балтийскому заводу на постройку четырех судов первой серии и судостроительному заводу «Frd. Krupp A.G» в Киле, которому А/О «Совторгфлот» заказал постройку двух теплоходов второй серии («КРЫМ» и «ГРУЗИЯ»). Разрабатывая рабочие чертежи, конструкторы Круппа сохранили общее расположение и внешний вид лайнеров в соответствии с проектом, лишь немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым. В результате при испытаниях «КРЫМ» и «ГРУЗИЯ» показали проектную скорость, хотя на них стояли два двигателя Дизеля (2х1950 л.с.) по сравнению с нашими двигателями (2х2000 л.с.) завода «Русский дизель».
Теплоход «КРЫМ», заложенный в 1926 году под строительным № 492, в феврале 1928 года был готов к спуску. Однако фирма решила все работы по корпусу и монтажу вспомогательных механизмов произвести на стапеле, где все эти работы проходят успешнее, чем на воде.

Изображение

Теплоход «Крым». Довоенное фото

Более того, для ускорения сдачи судна уже во время стапельного периода приступили и к испытанию смонтированных систем и оборудования. Все это позволило в середине марта 1928 года благополучно спустить почти готовое судно на воду и в сентябре передать лайнер Акционерному Обществу «Совторгфлот».
Стальной двухпалубный, двухмачтовый товаропассажирский теплоход «КРЫМ» имел клепаный корпус, который подразделялся на девять главных отсеков. Для размещения 1000 тонн генерального и 100 тонн рефрижераторного груза на нем предусматривались шесть трюмов и два твиндека.

Изображение

Теплоход «Крым» в Одессе. Довоенное фото

Изображение

Теплоход «Крым» после восстановления и модернизации

Общая регистровая вместимость лайнера составила 4867 брт, а полное водоизмещение 6050 т. Главные размерения: длина – 115,85 м, ширина – 15,55 м, высота борта – 8,54 м, осадка в полном грузу – 5,57 м. Судно принимало на борт 50 пассажиров в каютах 1-го класса, 194 в каютах 2-го класса, 240 в каютах 3-го класса, а также 300 палубных пассажиров. Экипаж 92 человека. Двухвальная энергетическая установка обеспечивала судну скорость в 13,6 узла. После ввода в строй теплоход получил регистр Германского Ллойда, а в 1931 году и высший класс Регистра СССР. С 1934 года он числился в составе Черноморского государственного морского пароходства. Порт приписки Одесса. Теплоход перед войной был одним из самых лучших и быстроходных пассажирских судов Черноморского государственного морского пароходства. В 1939 году он эксплуатировался на экспрессной Крымско-Кавказской линии.
После начала Отечественной войны 24 июня 1941 года «КРЫМ» стал к стенке Одесского судоремонтного завода № 1. На нем установили зенитные пушки и пулеметы. Артиллерийские расчеты были сформированы из членов экипажа. 9 июля 1941 года «КРЫМ» вслед за пароходом «ЛЕНИН» стал под погрузку эвакуируемого из Одессы имущества. В первом военном рейсе, учась в боевой обстановке владению оружием, комендоры теплохода сумели сбить фашистский самолет. Отбиваясь от бомбардировщиков и торпедоносцев, «КРЫМ» начал доставлять в осажденную Одессу боеприпасы, а обратными рейсами переправлял раненых в порты Кавказа.

Изображение

Теплоход «Крым»

Изображение

Теплоход «Крым». Спереди - тб/эх «Абхазия», а сзади - одно из двух судов типа «Георги Димитров».
Фото сделано не раньше второй половины 1950-х годов

В критические дни обороны Одессы 18 -19 сентября 1941 года, «КРЫМ» с теплоходами «АБХАЗИЯ», «АРМЕНИЯ» и «УКРАИНА», участвовал в срочной доставке из Новороссийска в Одессу частей 157-й стрелковой дивизии. Возвращаясь из Одессы и имея на борту более 3000 раненых, «КРЫМ» 22 сентября 1941 года при подходе к Новороссийску в районе Мысхако подорвался на советском минном заграждении. Судно, получив большие повреждения кормы, в ожидании ремонта до конца войны простояло в Батуми, где использовалось в качестве общежития.
В начале 1945 года теплоход «КРЫМ» отбуксировали в Одессу на судоремонтный завод имени А. Марти, где он также длительное время служил как общежитие для рабочих. Ремонт теплохода шел медленно и трудно. По состоянию на 1 июля 1949 года готовность судна составляла всего 29%, хотя по плану «КРЫМ» должен был вступить в строй в декабре этого же года. Таким образом, теплоход восстанавливался более десяти лет. Осенью 1953 года он вышел из Одессы на ходовые испытания. В конце 1954 года судно было поставлено на грузопассажирскую линию Одесса-Констанца-Варна-Пирей-Дуррес. Однако иногда теплоход отвлекался с линии для выполнения отдельных ответственных правительственных заданий. Так в 1956 году экипажу «КРЫМА» было поручено обеспечить выполнение рейсов в Испанию для перевозки испанских реэмигрантов по линии Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР. Под его флагом за шесть рейсов из Одессы в порты Валенсию и Кастельон-де-ла-Плана было перевезено около трех тысяч человек. В 1957 году лайнер был удостоен чести доставить в Одессу участников и гостей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Их принимали в портах Александрия, Порт-Саид, Бейрут и Латакия.

Изображение

Теплоход «Крым» единственный из серии «Крымчаков», переживший войну 1941-1945 годов. Фото сделано в период 1960-1962 годов

Важным событием для лайнера явилось официальное открытие Ближневосточной грузопассажирской линии. Рейс сопровождался официальными приемами в портах Констанца-Варна-Стамбул-Пирей-Александрия-Порт-Саид-Бейрут-Латакия в присутствии послов СССР, консулов, иностранных агентов и представителей туристических и торговых фирм. Этим рейсом было положено начало возобновления в послевоенное время традиционной для Черноморцев грузопассажирской линии. В октябре 1957 года «КРЫМ» поставили в Одессе на ремонтный перестой, после которого он вновь вышел на линию Одесса-Дуррес.
Позже судно долго эксплуатировалось на Крымско-Кавказской линии. В 1966 году теплоход стал учебным судном. В 1970 году «КРЫМ», выработав свои ресурсы, был снят с рейсов и поставлен в Ильичевске в качестве плавучей гостиницы. В сентябре 1973 года судно было уведено в Испанию и разделано на металлолом на заводе в Кастеллоне (Castellon)


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

Re: Теплоход "Крым" (1928)

11 окт 2012, 23:15

Огромное спасибо Юрию Трифонову за прекрасную статью и предложение её публикации, интересные инфо- и фотоматериалы, особенно за личную фотографию, на которой сам автор статьи заюечатлел исторический лайнер "Крым" ! Спасибо !

Re: Теплоход "Крым" (1928)

12 окт 2012, 01:12

кадр из киноленты "Иностранка" - полный разбор ленты можно посмотреть здесь
Изображение
увы, тут только небольшой кусок борта виден

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 00:16

Пётр, спасибо большое !

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 11:47

На теплоходе КРЫМ снимался советский фильм ДЕНЬ АНГЕЛА. В этом фильме судно показано неоднократно как снаружи так и внутри так и на открытых палубах. Жаль, что фильм нецветной.

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 12:03

Кстати, КРЫМ в конце 30-х гг был окрашен полностью в белый цвет. У меня есть открытка 37-го года, где он весь белый. Непонятно с чем это связано, может его тогда поставили на туристические рейсы? Хотя есть открытки того же 37-го года и 38 - где он уже имеет черный корпус.

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 14:56

Алексей, спасибо большое !

Я даже не знал о существовании этого фильма. Вот нашёл даже ссылку на страницу в Википедии, посвящённую ему:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% ... C,_1968%29
Фильм "День Ангела", Одесская киностудия - 1968 год, режиссёр Станислав Говорухин, по мотивам произведения Бориса Житкова

Ещё один фильм, который я смотрел и в котором присутствует небольшая сцена, где на рейде (как бы Стамбула) можно увидеть теплоход "Крым" - это художественная кинолента "Бег", Мосфильм - 1970 год, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, по мотивам произведений Михаила Булгакова, страница фильма в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% ... C,_1970%29

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 14:59

Кстати, кажется в фильме "Бег" (сейчас точно не помню), корпус "Крыма" был снова чёрного цвета. Фильм наверно снимали где-то в 1969-1970 годах

Re: Теплоход "Крым" (1928)

13 окт 2012, 21:46

Алексей, Ян - спасибо за названия фильмов.
Ответить