Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Сообщение yan »

Грузовой пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«КОМСОМОЛЕЦ»


Изображение

Пароход «Dione» (I)

По заказу судоходной компании «Rederi AB Svenska Lloyd» (H.Metcalfe), Göteborg на шведской верфи «Eriksbergs Mek. Verkstads AB», Göteborg (строительный № 205) был построен в 1920 году пароход ледового класса под названием «GALLIA». 14 октября этого же года его передали заказчику. Судно имело валовую вместимость 1740 брт, дедвейт 3225 т, длину 92,40 м, ширину 13,17 м и осадку 2,30/5,70 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1500 л.с. обеспечивала скорость хода в 10,5 узлов.

В апреле 1926 года судно было продано другой шведской компании «Ångfartygs AB Tirfing» (S.G.Janson) из Гëтеборга и названо «SMÅLAND». С 1934 года управление судном передали компании «T E J son Brostrom, (Svenska Orient Linien)», Goteborg. В сентябре 1935 года оно было временно передано польской компании «Zegluga Polska S.A» и переименовано в «SARMACJA». В октябре 1936 года по истечении срока договора судну вернули название «SMÅLAND».

5 апреля 1937 года пароход был приобретен финской компанией «Suomen Höyrylaiva Oy-Finska Ångfartygs Ab» и переименован в «DIONE»(I). Порт приписки Хельсинки (№ 800). В ходе второй мировой войны 11 ноября 1939 года пароход с грузом целлюлозы и продуктов (2640 т) следовал рейсом Выборг-Котка-Антверпен. В Балтийском море в точке 55° 27' Nord/13° 44,5' Ost он был остановлен немецким дозорным кораблем «VP 1509» арестован и 13 ноября приведен в Свинемюнде. Оттуда пароход 15 ноября перевели в Киль, а 30 ноября в Гамбург. В начале января 1940 года после разгрузки пароход освободили. 30 января 1944 года пароход в районе Boisto подорвался на мине. Поврежденное судно довели до Хельсинки и поставили на ремонт и восстановление.

После капитуляции Финляндии в сентябре 1944 года «DIONE»(I) с повреждениями 9 октября 1944 года прибыл в шведский порт Trelleborg. В январе 1945 года пароход «DIONE»(I) по репарации был передан СССР. Там он с 22 января в составе Балтийского государственного морского пароходства (БГМП) служил под названием «ОРАНИЕНБАУМ». С 17 ноября 1946 года пароход проходил капитальный ремонт на верфи в Висмаре. При его проведении была капитально отремонтирована машина, установлены новые котлы. Отопление угольное. 15 июня 1947 года он выходил на ходовые испытания, а 25 июня в балласте вышел из Висмара в Росток.

Еще будучи на ремонте, «ОРАНИЕНБАУМ» приказом ММФ № 69 от 10 марта 1947 года был передан из БГМП в состав Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). Однако с Балтики пароход с грузом ушел в Архангельск, а оттуда в Мурманск. Приказом ММФ № 376 от 16 октября 1947 года его передали Мурманскому морскому пароходству (ММП). Приказом ММФ № 698 от 29 ноября 1947 года «ОРАНИЕНБАУМ» с 5 ноября 1947 года передали с баланса ДВГМП на баланс ММП.

В 1948 году пароход из Мурманска совершил рейс обратно на Балтику. В этом же 1948 году судно было переименовано. В приказе ММП № 614 от 15 декабря 1948 года «О капитанском денежном фонде судов», в списке пароход уже носит название «КОМСОМОЛЕЦ».

Изображение

Пароход «Ораниенбаум»

В 1949 году его передали в состав Сахалинского государственного морского пароходства (СахГМП). В рейсе на Сахалин он 26 февраля 1949 года заходил в Гонконг. Приказом ММФ № 28 от 12 января 1950 года «О перераспределении транспортного флота», пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был передан с баланса на баланс от СахМП в Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство (КЧГМП). Там он стал числиться с 1 февраля 1950 года.
Однако 8 марта 1950 года в порту Невельск пароход навалился на причал, повредив корпус. Поэтому эксплуатация судна началась после аварийного ремонта в порту Владивосток с 29 июля 1950 года. «КОМСОМОЛЕЦ» вместе с пароходом «ЛИЗА ЧАЙКИНА» были поставлены на грузовую линию Петропавловск-Западная и Восточная Камчатка по доставке промышленных и продовольственных товаров и вывозу рыбопродукции. По итогам работы за 1953 год и выход на первое место за четвертый квартал 1953 года экипаж «КОМСОМОЛЬЦА» получил Вымпел Совета Министров СССР и денежную премию.

В соответствии с Приказом ММФ № 197 от 3 мая 1955 года, 14 июня 1955 года пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был выведен из состава КЧГМП в связи с передачей судна ДВГМП на его баланс. Приказом ДВГМП № 1689 на баланс ДВГМП пароход был зачислен с 10 июня 1955 года и принят в его состав 13 июня этого же года. 28 января 1958 года пароход, выйдя из Владивостока в Корсаков, был вынужден зайти в Находку из-за возгорания бункерного угля. В результате пожара деформирована верхняя палуба, сгорела переборка между бункером и трюмом № 2, груз рубероида и автопокрышек в этом же трюме.

Изображение

Схема парохода «Комсомолец»

В списке судов Минморфлота на 1962 год пароход «КОМСОМОЛЕЦ» с позывными УКБЕ еще числился в составе ДВГМП. Однако в соответствии с записью в Реестре Регистрации Судов Владивостокского Торгового Порта на 1958 – 1964 годы пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был снят с книги Реестра в 1961 году и списан 1 ноября 1961 года на металлолом.


© Ю.Н. Трифонов 2012 г

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Сообщение yan »

Юрию Трифонову

Юрий, огромное Вам спасибо за интересную и познавательную статью, которой Вы с нами поделились и за то что предложили её для публикации !

yan
Staff
Сообщения: 4443
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем о судах, носивших название "Комсомолец"

- тема о грузовом пароходе "Комсомолец" (1920 г. постройки): viewtopic.php?f=13&t=984

- тема о пароходе "Комсомолец" (пассажирское судно на озере Байкал): viewtopic.php?f=13&t=92

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей