Главная страница | Расписание круизов        

Пароход "Ленин" и его гибель

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 23 июл 2016, 22:58

Памяти парохода "Ленин" и его гибели


Дорогие друзья !

Мы подошли к 75-летней годовщине одного из наиболее трагических и страшных событий в истории Одессы. Поздно вечером, 27 июля 2016 года, исполнится три четверти столетия гибели пассажирского парохода "Ленин", произошедшей возле мыса Сарыч. С началом Германско-Советской войны 1941-1945 гг пассажирский лайнер стал использоваться в качестве военного транспорта для эвакуации мирного населения осаждённой Одессы, раненных военослужащих и транспортировки в Крым и Мариуполь новобранцев, призванных в Одессе. По разным данным, за несколько минут, которые в ночной тьме тонуло судно, погибло от 900 до 2500 человек.

Изображение
Символический силуэт парохода "Симбирск" (будущ. "Ленин").
Почтовая благотворительная марка Р.С.Ф.С.Р.,
1922 года выпуска, рисунок Р. Зарриньша


В 1920-е годы пароход "Ленин" был популярнейшим и крупнейшим из известных широкой публике пассажирских судов СССР, без сомнения именно его можно назвать флагманом морского пассажирского и грузопассажирского флота СССР в период между 1924 и 1929/1930 гг. Основной работой судна были пассажирские рейсы по Крымско-Кавказской линии Одесса- Батуми. Но и после вступления в строй на рубеже конца 1920-х - начала 1930-х гг грузопассажирских теплоходов типа "Абхазия", для проекта которых пароход "Ленин", видимо, мог послужить серьёзным "идеологическим" прототипом, и даже ещё позже, после ввода в строй экстра-современного по тем временам теплохода "Сванетия", в Одессе пароход "Ленин" по прежнему не терял свою популярность, был известен и узнаваем многими тогдашними горожанами разных поколений.

Изображение
Пароход "Ленин" на рейде в Сочи. Фрагмент открытки 1930-х годов

В период между 1924 и июнем 1941 года, особенно - в 1920-е гг, силуэт судна был настолько символически показателен, что применялся на плакатах, рисунках и рекламе в качестве характерных контуров ведущего пассажирского судна СССР. Даже на одной из почтовых марок Р.С.Ф.С.Р. благотворительного выпуска 1922 года из серии четырёх марок, посвящённых основным видам междугороднего транспорта, в качестве символического силуэта пассажирского судна использованы, видимо, контуры тогдашнего парохода "Симбирск" (будущего "Ленина").

Но в историю Одессы судну было суждено, к сожалению, навсегда войти в связи с другими - очень трагическими обстоятельствами. И до самой гибели пассажирского парохода "Адмирал Нахимов" в 1986 году, именно гибель парохода "Ленин" в 1941 году вспоминалась и воспринималась многими старожилами Одессы как страшнейшая транспортная катастрофа, когда-либо постигшая город. Она действительно стала самой трагично-символичной, хотя были и другие Одесские пассажирские суда, гибшие особенно в 1941-1942 гг также за считанные минуты, причём некоторые из них уносили на дно ещё больше людей чем погибло на "Ленине". Часто, ещё и в 1970-е и даже в 1980-е годы от пожилых Одесситов можно было услышать рассказы и о страшной гибели судна, и об известных близких или знакомых людях, на нём погибших, а многие ... не смогли на него попасть при посадке на судно в Одессе - например, моя прабабушка, при эвакуации она не смогла попасть на какой-то известный пассажирский пароход и уехала из Одессы лишь через несколько дней, а тот "заветный" пароход затем погиб, и погибли на нём и её знакомые. Этим судном, видимо, мог быть пароход "Ленин". И таких историй до 1986 года в Одессе ходило много... Потом ту трагедию затмила другая, уже из мирного времени. Но она не забыта вообще - и тем более в день её годовщины !

В нулевые 2000-е годы, Украинско-Американская океанографическая экспедиция обнаружила остов парохода "Ленин", покоящийся на дне Чёрного моря южнее мыса Сарыч. А до этого, многие десятилетия, корпус судна оставался недоступен и покоился в никому не известном месте.


Светлой памяти в одночасье погибших на судне людей: и Одесситов, и жителей и выходцев других городов, посёлков и сёл, гражданских и военных, экипажа судна - я посвящаю эту тему, в которой будут представлены две работы о лайнере и его гибели, и затем опубликованы ссылки на информацию об обнаружение остова парохода "Ленин" на морском дне в недавнем прошлом. Пусть эта тема будет памятником судну и 75-летию его гибели. Мы будем благодарны всем кто сможет опубликовать и разные другие материалы о пароходе "Ленин" - информацию, фотографии, схемы, чертежи и рисунки, и конечно же - воспоминания очевидцев.

23 июля 2016 года
Ян Пичиневский, редактор форума-сайта "Круизник"
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 24 июл 2016, 15:45

Юрий Трифонов

Почтово-пассажирский пароход ЧГМП
«ЛЕНИН»



Изображение
Пароход «Симбирск» (открытка)

По заказу Добровольного флота России с 1908 года на верфи «F. Schichau», Danzig (Германия) строился стальной трехпалубный двухмачтовый одновинтовой почтово-пассажирский пароход «Симбирск» (строительный № 832). В сентябре 1909 года его передали заказчику. Пароход вступил в строй 28 октября 1909 года.

Судно вместимостью 2712,71 брт, длиной 94,96 м, шириной 12,66 м и осадкой 5,79 м могло принимать на борт 104 пассажира в каютах 1-го и 2-го классов, а также 240 человек в помещениях 3-го класса. К 1914 году пароход принимал 60 пассажира в каютах 1-го класса, 30 человек в каютах 2-го класса, 120 человек в помещениях 3-го класса и 180 палубных пассажиров. Одна паровая машина тройного расширения мощностью 4000 л.с. обеспечивали скорость хода в 16,0 узлов. Экипаж-95 человек. Порт приписки Владивосток (№ 109). Перед первой мировой войной пароход «Симбирск» ходил на экспрессной почтовой пассажирской линии из Владивостока на Нагасаки и Шанхай. Эта служба продолжалась во время мировой и гражданской войны с 1914 по 1920 год.

В июле 1920 года «Симбирск» вышел очередным рейсом в Шанхай через Нагасаки. В японском порту просоветски настроенная команда парохода была арестована японской полицией и выслана обратно во Владивосток. Арестованное судно с набранным японским экипажем проследовало в Кобе, где поступило в распоряжение главного агента константинопольского правления «Доброфлота» в Японии. «Симбирск» два года плавал в иностранных водах Дальнего Востока сначала под старым русским флагом, а потом под французским. В январе 1923 года «Симбирск» вернулся во Владивосток.

Его - единственного из оставшихся в России пароходов данной серии торжественно встретили в порту. В 1923 году по просьбе экипажа пароход «Симбирск» был переименован и назван «Ленин». В июле 1923 года в связи с ликвидацией Восточной экспрессной линии «Ленин» был продан Государственному Черноморско-Азовскому пароходству (Одесса). С 1924 года он числился в Черноморской главной конторе «Совторгфлота». В 1924 году «Ленин», прибыв на Черное море, уже с июля совместно с пароходом «Ильич» открыл экспрессный курортный маршрут Одесса – порты Крыма и Кавказа. Позже пароход «Ленин» служил на линии между Одессой и Новороссийском.

Изображение
Пароход «Симбирск» перед уходом на Черное море, 1923 год

Изображение
Пароход «Ленин», 1934 год

В 1938 году он был передан в состав Дальневосточного морского пароходства. Однако, попав на камни в районе Одессы у Дофиновки, «Ленин» был поставлен на ремонт и модернизацию. После его проведения трехпалубный пароход изменил свою внешность. Вместо двух труб на нем смонтировали одну, более широкую. «Ленин» стал иметь следующие тактико-технические данные: регистровая вместимость 2713 брт, длина 94,82 м, ширина 12,65 м, высота борта 9,41 м и осадка 5,75 м. «Ленин» теперь располагал 569 пассажирскими местами и мог брать 400 тонн груза. В 1940 году судно вернули ЧГМП. Мирные рейсы прервала война. Пароход «Ленин» переключился на перевозку военных грузов. 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны дал распоряжение о вывозе на восток важнейших промышленных предприятий Одессы и мирных жителей. Часть грузов было решено доставлять в Мариуполь.

Изображение
Пароход «Ленин» после модернизации, 1941 год

Первым туда 16 июля 1941 года прибыл пароход «Ленин» с семьями военнослужащих Одесского военного округа и грузом продовольствия. Возвращаясь обратно, при подходе к Одессе вражеские пикирующие бомбардировщики атаковали пароход, но были отогнаны огнем крейсера «Коминтерн». Сразу же после швартовки в порту началась подготовка к следующему рейсу в Мариуполь. К этому времени командованием Черноморским флотом было дано указание отправлять суда в плавание только с лоцманами, знающими фарватеры в установленных флотом минных заграждениях, и только в составе конвоев. «Ленин», погрузив в Одессе около 2000 эвакуируемых, а также 1200 призывников, во главе конвоя, состоящего из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд, 24 июля 1941 года вышел с лоцманом в море. Шаланды, имея малый ход, плелись в хвосте, все время, опасаясь потерять из виду основной конвой. На переходе выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут следовать к месту назначения самостоятельно. «Ленин» и «Ворошилов» смогли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверсе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина, и он не может двигаться. Чудом, избежав налетов авиации противника, «Ленин» отбуксировал теплоход в Казачью бухту Севастополя, а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. С полдороги, забитый до отказа измученными пассажирами, пароход вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в Казачьей бухте. Наконец вечером 27 июля в 19 ч. 15 минут конвой из трех транспортов под охраной сторожевого катера СКА-026 вышел из Севастополя. Головным шел «Ленин». В кильватер за ним следовал теплоход «Грузия» с новобранцами, вышедший из Одессы на два дня позже «Ленина», а концевым, спешно снятый с ремонта и на одном двигателе, едва поспевая за ними, теплоход «Ворошилов» с тремя тысячами эвакуированных.

В 23 ч 33 мин. в районе мыса Сарыч под корпусом парохода «Ленин» раздался мощный взрыв. Судно начало оседать носом и крениться на правый борт. Попав на наше минное заграждение, «Ленин» наскочил на мину и в течение нескольких минут затонул. Немногие пассажиры успели выброситься за борт. Шлюпки с «Ворошилова» спасли 208 человек. Еще около 300 человек подобрали шлюпки «Грузии» и сторожевой катер из сил охранения. Около 2500 человек погибло. Теплоходы встали на якоря и только утром после прихода тральщиков были выведены с минного поля на чистую воду. Военный лоцман Иван Свистун, выводивший конвой из Севастополя и спасшийся с тонущего «Ленина», был разжалован, осужден военным трибуналом и 24 августа 1941 года расстрелян. 18 августа 1992 года Военный трибунал ЧФ отменил приговор и реабилитировал И. Свистуна посмертно.


Москва, 2002 год
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 24 июл 2016, 16:03

Большое спасибо Юрию Трифонову за его интересную статью, рассказывающую о пароходе "Ленин" и его гибели, за оперативный отклик на мою просьбу о предоставлении этой статьи и позволение её публикации на нашем форуме !
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 26 июл 2016, 00:39

Игорь Алексеев

Гибель транспорта "Ленин"

Есть события в истории, которые находят отклик в сердцах жителей Одессы. Это память о трагически погибших родственниках, друзьях и земляках во время Великой Отечественной войны. Первый месяц войны. Одесса пока тыловой город. Тяжелый период обороны и оккупации города будет позже, но уже случилось 27 июля 1941 года трагическое событие — гибель парохода «Ленин», — унесшее жизни тысяч одесситов.

27 июля 2008 года по инициативе Степана Кравченко, члена «Союза детей оккупированной Одессы», отец которого погиб тогда, впервые состоится День памяти жертв парохода «Ленин»: соберутся родственники погибших и те, кому удалось спастись, чтобы почтить память своих близких.

Долгие годы о гибели этого судна в отечественной прессе было не принято вспоминать. Причина этого — в названии судна.

В конце июля 1941 года, когда в списки без вести пропавших заносились целые армии, о гибели тысячи мирных жителей на старом пароходе в прессе не сообщалось, а внимание «компетентных органов» ограничилось поиском того, на кого можно было бы свалить вину за гибель «Ленина», и они его нашли...

Память о погибших на пароходе жила в сердцах одесситов. Их неоднократные обращения в пароходство, архивы, прессу наталкивалось на стену молчания. Лишь спустя много лет стали писать о гибели парохода, но официальные власти продолжали молчать — им просто нечего было сказать: списки пассажиров не составлялись, а все погибшие в ту трагическую ночь до сих пор не попали даже в списки пропавших без вести.

Большая часть погибших пассажиров — наши земляки, эвакуированые из города, а также команды призывников, направленные в учебные части на Кавказ.

А основными виновниками гибели парохода и его пассажиров были не лоцман с капитаном, угодившие под трибунал, а командование Черноморского флота в лице вице-адмирала Ф.С. Октябрьского, которое отдало приказ на постановку минных заграждений уже с 23 июня. В первые недели войны флот выставил такое количество минных полей, будто готовился встречать все итальянские и немецкие эскадры вместе взятые, которые так и не появились на Черном море. Тысячи установленных мин привели к потере свободы маневрирования своего флота и явились серьезной угрозой для собственных кораблей. Но командование Черноморского флота от серьезной организации военных перевозок на море отстранилось, переложив всю ответственность за безопасность мореплавания на руководство Черноморского пароходства. Система конвоев не была налажена, военные лоцманы, ведущие суда вслепую, без точных карт с границами оборонительных минных полей и маяков, которые были погашены, допускали ошибки и становились «козлами отпущения». На этих минах впоследствии подорвалось, очевидно, больше советских судов и кораблей, чем потопил враг за всю войну.



Изображение
Фото из журнала "Флот и Круизы" номер 2, Весна-Лето, 2006 г

ИСТОРИЯ ЭТОГО СУДНА началась на заре ХХ века. После русско-японской войны, потеряв массу людей, кораблей и территорий, российские власти интенсивно пытались заселить и освоить оставшиеся на Дальнем Востоке территории. Однако без усиления дальневосточного края грузовым и пассажирским флотом вопросы развития решить было невозможно. Государственная Дума России удовлетворила просьбу о дополнительных ассигнованиях на нужды торгового флота, и «Доброфлот» получил свою часть средств на строительство новых судов. Пароходство решило увеличить флот и расширить деятельность владивостокской конторы «Доброфлота» за счет сокращения деятельности одесской. Кроме этого, в 1909 году на верфях Германии специально для обслуживания грузо-пассажирских линий на Дальнем Востоке по заказу «Доброфлота» строят пароходы, получившие имена «Рязань» и «Пенза» (грузоподъемностью по 1800 тонн каждый), и «Полтава», «Симбирск», «Орел» (по 1130 тонн). Каждый из них мог достаточно комфортабельно (по нормам того времени) разместить 60 пассажиров первого класса, 30 — второго и 200 — третьего. По прибытии в порт приписки — Владивосток все пять новых пароходов стали совершать регулярные рейсы на экспрессных линиях между Японией, Китаем и другими странами. Рейс от Владивостока до Нагасаки длился всего двое суток, до Цуруги — 36 часов, а до Шанхая — около 4 суток. Для удобства пассажиров, следующих в отдаленные порты Азии, отход судов из Владивостока и их приход из Цуруги и Нагасаки во Владивосток был строго согласован с расписанием движения поездов Сибирской железной дороги.

Нашим «главным героем» станет лишь одно судно из этой серии — пароход «Симбирск», жизнь которого не слишком отличалась от других судов того времени, а вот его гибель стала символом расхлябанности и бюрократической безалаберности. Пароход успешно трудился в составе «Доброфлота» как до начала, так и в ходе первой мировой войны. В серьезных операциях и походах участвовать ему не пришлось. И так уж сложилось, что несколько сложных лет гражданской войны «Симбирск» провел на ремонте и приколе в японском порту. Советское правительство принимало все возможные меры по возвращению сохранившихся торговых судов. В начале 20-х годов на «Симбирске» то замирал, то вновь разворачивался ремонт. Только в январе 1923 года, когда ремонт был полностью оплачен советской конторой «Доброфлота», команда вновь приняла пароход в японском порту Кобе. Спустя 3 дня, приняв все необходимое снабжение, судно, ведомое капитаном В. Петровым-Токаревым, ушло из Кобе во Владивосток. Вскоре было принято решение о переводе «Симбирска» на Черное море. Работы по подготовке к перегонному рейсу близились к завершению, когда в соседней стране произошла трагедия.

В субботу, 1 сентября 1923 года, в 11 часов 58 минут пополудни, когда в большинстве домов Токио готовили обед на открытом огне, вдруг произошел сильнейший подземный толчок, мощностью 7,9 балла. Рухнувшие на открытое пламя деревянные постройки вспыхивали, как спички. Город выгорел почти полностью. Оставшиеся в живых люди осталась без крова, а количество погибших только в Токио составило около 140 тысяч человек. По всей же Японии количество пострадавших достигло 2 миллионов человек.

4 сентября советское правительство приняло соответствующее постановление об оказании материальной помощи населению Японии. Несмотря на то, что в молодой Советской России была острая нехватка буквально всего, было решено безвозмездно отправить в Японию запасы дерева, медикаментов, продуктов. Уже 5 сентября Дальневосточному революционному комитету и жителям Приморья, совсем недавно освобожденного от белогвардейцев и интервентов (кстати, в том числе и японских), была прислана телеграмма за подписью М. Калинина: «Немедленно отдайте распоряжение о посылке пароходов и продовольствия для оказания помощи пострадавшему населению Японии». В тот же день был учрежден комитет по оказанию помощи японским рабочим и крестьянам. Постановление комитета гласило: «К отправке в Японию предназначить пароход «Симбирск», который переименовать, присвоив ему название «Ленин». Рейс в Одессу отложили и всего за три дня произвели погрузку около 2 тысяч тонн, как сказали бы сегодня, «гуманитарной помощи».

Когда судно стало на якорь у японских берегов, поднявшиеся на борт парохода «Ленин» представители японских властей были встречены не капитаном, а неизвестным человеком в штатском, не допустившим японцев в капитанскую каюту. Японцы, видевшие влияние большевизма на умы обездоленных трудящихся, отказались от помощи, привезенной пароходом, и приказали убираться за пределы территориальных вод Японии. 14 сентября, сопровождаемый до границы территориальных вод Японии японским линейным кораблем и двумя эсминцами, «Ленин» вышел в обратный рейс. Во Владивостоке разгрузили невостребованную помощь, после чего заполнили трюмы грузом чая и машин для Донбасса. И вскоре пароход ушел в долгожданный рейс на Одессу.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ПЕРИОД службы был для судна и его экипажа весьма напряженным. Помимо выполнения регулярных рейсов по крымско-кавказской товаропассажирской линии, «Ленин» периодически совершал «вояжи» по ближневосточной средиземноморской линии из Одессы с заходами в Смирну, Салоники, Александрию, Пирей. Его имя неоднократно встречается в воспоминаниях и литературных произведениях той эпохи. На «Ленине» путешествовали многие знаменитости времен послереволюционного строительства в СССР. Пароход старел, и все чаще в его механизмах доводилось «копаться» ремонтникам. Накануне войны «Ленин» сел на камни, и ему пришлось стать на долгосрочный ремонт, тогда же судну вместо двух его труб сделали одну — широкую. В 1941 году экипаж парохода «Ленин» возглавил уже имевший богатый опыт работы на капитанских мостиках 48-летний Иван Семенович Борисенко. Тогда же был намечен перевод парохода на север, так как экипажу судна (особенно в котельных отделениях) было очень трудно работать в помещениях, не приспособленных для работы в жарких черноморских и средиземноморских широтах. Однако эти, как и многие другие планы, сорвало нападение фашистов на СССР.

В свой первый военный рейс пароход «Ленин» отправился из Одессы 12 июля 1941 года с эвакуируемыми жителями города, семьями военнослужащих Одесского военного округа и грузом сахара, предназначенного войскам Южного фронта. Спустя 4 дня — 16 июля — он прибыл в Мариуполь. Это было первое судно, пришедшее в этот тыловой еще тогда порт из уже прифронтовой Одессы. Следуя обратным рейсом и находясь в районе Керченского пролива, капитан И.С. Борисенко получил приказ оказать помощь подорвавшемуся 21 июля на траверсе горы Опук на своем оборонительном минном заграждении пароходу «Десна». Вместе с подошедшим вскоре теплоходом «Крым» экипаж «Ленина» снял часть пассажиров. Тогда моряки его экипажа даже не предполагали, что спустя всего несколько дней им понадобится аналогичная помощь.

Сдав спасенных пассажиров погибшей «Десны» в порт, «Ленин» вновь поспешил в Одессу. На следующий день, при подходе к Одессе, «Ленин» был атакован тремя фашистскими бомбардировщиками, но они были встречены дружным огнем артиллеристов находившегося рядом крейсера «Коминтерн» и поспешно ретировались. Получив приказ руководства пароходства (военные моряки тогда практически не участвовали в обеспечении военных коммуникаций на море), капитан срочно поставил судно под погрузку. Уже 24 июля было принято на борт 350 тонн груза цветного металла в слитках (вероятнее всего, это был стратегический запас цветного литья судоремонтного завода имени Марти).

Потом пароход поставили под погрузку, и, по официальной версии, на борт было принято более 1200 человек раненых, женщин, детей, а также военнослужащих, недавно призванных и отправляемых в тыл. Сколько человек проникло на борт по знакомству, сколько было воспользовавшихся неразберихой, не знает никто. В те месяцы на причалах порта сидели на узлах тысячи людей, ожидавших отправки, посему погрузка велась в срочном порядке, и списка поднявшихся на борт судна не составляли. По воспоминаниям боцмана, пароход был перегружен так, что пассажиры занимали все подсобные помещения и палубы.

Погода стояла душная, в те дни из-за низкой облачности были даже отменены налеты советской авиации на вражеские порты. Призывники не могли находиться в трюмах и разбрелись по палубам, спали, подкладывая под головы спасательные жилеты. Кто-то очень бдительный, видимо, опасаясь расхищения социалистической собственности, приказал отобрать у всех жилеты и спрятать их в отдельном помещении — под замок.

КАК ПРИЗНАЕТ в своих дневниках вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, почти все вопросы по эвакуации решало тогда руководство пароходства, так как командование флота, отдав (как оно само позже признало) недальновидный приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями, не вмешивалось в действия гражданских ведомств и морского флота. Эти свои мины только создали дополнительные трудности, так как больше вредили своему прибрежному судоходству и совсем не создавали трудностей флоту противника, который в основном в этот период прятался от советской авиации по своим портам и портам нейтральных стран. К тому времени на советских же минах уже погибло 2 советских транспорта. Военные не доверяли гражданским капитанам и не снабжали торговые суда картами минных полей. Погашенные маяки и другие знаки не давали возможности ориентироваться даже военным лоцманам, у которых также еще не было подробных карт, при этом направлялись они далеко не на все суда, совершавшие военные переходы.

Этот рейс «Ленину» предстояло совершать совместно с транспортом «Ворошилов», на котором работал только правый двигатель. Левый еще не успели ввести в строй, и ремонтные работы продолжались в процессе эксплуатации. В связи с этим «Ворошилов» мог развить скорость не более 6 узлов и не имел возможности маневрировать при вражеских налетах. Однако даже на это недоремонтированное судно, кроме оборудования Одесской джутовой фабрики, погрузили еще и 3 тысячи эвакуированных. Караван покидал Одессу. Выходили поодиночке. Впереди шла «Грузия», затем «Ленин», последним — «Ворошилов», который не"однократно ложился в дрейф из-за поломок в машине, в результате чего приходилось останавливаться всему каравану (конвоем его назвать просто невозможно). В конце концов «Грузия» ушла вперед, а «Ленин» и «Ворошилов» следовали вместе.

По прибытии каравана в Ак-Мечеть (ныне Черномор"ское, Крым) на борт парохода «Ленин» прибыл военный лоцман лейтенант И. И. Свистун, окончивший высшее военно-морское училище имени Фрунзе в 1940 году. И. И. Свистун лишь накануне был переведен из Ялты в Ак-Мечеть и сразу получил приказ сменить лоцмана на шедшем головным «Ленине» и обеспечить проводку каравана, состоявшего из теплохода «Ворошилов» и двух шаланд, в Ялту. Прибыв на борт, лоцман установил, что почти вся навигационная техника (эхолот и оба лага) на «Ленине» была в неисправном состоянии, а вблизи магнитного компаса во время стоянки в Одессе были установлены два зенитных орудия. При этом девиация компаса не была определена. Несмотря на это, лоцману было приказано следовать дальше.

После выхода из Ак-Мечети караван по-прежнему плелся «черепашьим» ходом с частыми остановками. Чтобы не останавливаться, «Ленин» неоднократно брал теплоход «Ворошилов» на буксир. После того как на винт «Ворошилова» намотался трос какого-то буя, он вообще потерял способность двигаться самостоятельно, и «Ленин» привел его в бухту Казачья, где «Ворошилов» и остался, а «Ленин» проследовал своим курсом.

За светлое время суток 27 июля лоцман и капитан парохода «Ленин» рассчитывали проскочить опасный из-за своих же мин район. Пароход уже дошел до района мыса Фиолент, когда получил приказ вернуться и вновь принять в кильватер «Ворошилов», экипаж которого к тому времени вновь смог запустить правый двигатель судна.

Возвращаться — дурная примета. Но «Ленин», выполняя приказ, вернулся в бухту Казачья. Там, ожидая получения разрешения на выход, произошел обмен пассажирами. С «Ленина» отправляют одну семью на «Ворошилов», а с «Ворошилова» другую семью — на «Ленин», где пассажиры размещались в более комфортных условиях.

Сохранились воспоминания об этом случае одного из пассажиров «Ворошилова»: «...на теплоходе оказалась высокопоставленная семья, которая потребовала перевести ее на комфортабельный пассажирский «Ленин». Дело в том, что на «Ворошилове» все жили в грузовых трюмах, где были оборудованы нары. Были спущены шлюпки, и вскоре обмен состоялся. Наутро после трагедии, капитан «Ворошилова» А. Шанцберг сказал прибывшей семье: «Видите, как обернулась судьба, а вы вчера возмущались...».

Только в 19 часов 15 минут на «Ленине» получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». Суда начали совмест"ное движение. Вскоре пришел еще один приказ: включить в состав каравана также санитарный транспорт, в недавнем прошлом товаропассажирский теплоход «Грузия». Транспорт «Грузия» стал в кильватер «Ленина» на подходе к мысу Фиолент у Балаклавы. Таким образом, в голове каравана находился пароход с неисправным навигационным оборудованием, но где был лоцман, а «Грузия», где навигационные приборы были в полном порядке, оказалась замыкающей.

Как и в переходе из Одессы до Севастополя, «Ворошилов» своим 5-узловым ходом задавал скорость движения всему каравану, в то время как два других его судна могли следовать со скоростью 15 узлов. Лоцман, лейтенант

И. И. Свистун, вел караван в полной темноте, не имея береговых ориентиров, с неисправным оборудованием, и неоднократно настаивал на постановке судна на якорь, чтобы дождаться светлого времени суток и тогда продолжать движение, но было приказано следовать по назначению. Как позднее выяснилось на суде, лоцманам тогда еще не доверяли — подробных карт минной обстановки в районе прохода у них не было. Так и шли три корабля, ведомые лоцманом и капитаном «Ленина» — в сплошной мгле и лишь по интуиции. На траверсе едва различимого в темноте мыса Сарыч произвели поворот на последний курс фарватера военных кораблей. И тогда произошла трагедия.

Как известно, при повороте судно продолжает какое-то время двигаться по инерции в сторону, противоположную повороту. В 23.33 поворот был еще не закончен, когда в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Шедшие за ним суда отвернули один влево, другой вправо, и оба стали, застопорив машины. Шлюпки с них сразу спущены не были. Капитанов этих судов понять можно, ведь на «Ворошилове» и «Грузии» находилось по три тысячи человек, которых еще до спуска шлюпок следовало успокоить и предотвратить всякие попытки распространения паники. Видимо, поэтому шлюпки этих судов оказались в месте гибели «Ленина» только спустя 30 — 40 минут после взрыва.

Подорвавшийся пароход начал крениться на правый борт и, принимая воду носом, стал быстро погружаться. Капитан дал ход и попытался выбросить судно на мелкое место, но пароход садился все глубже. Он затонул столь быстро, что шлюпок с него спустить вообще не успели, а спасением людей первое время занимался лишь МО-025 — единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты. Подошедшие с опозданием шлюпки с двух других судов также смогли спасти многих пассажиров погибшего судна. Документы свидетельствуют, что только на «Ворошилов» подняли из воды 207 человек.

СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА, где обвинялись военные лоцманы лейтенант И.И. Свистун и А.И. Штепенко, находившийся на теплоходе «Ворошилов», прошло весьма спешно, а приговор военного трибунала был чрезвычайно суров: лейтенант И.И. Свистун был приговорен к расстрелу, а младший лейтенант Штепенко (как выяснилось на следствии, имел начальное образование, был малограмотным судоводителем, который вообще не вел навигационной прокладки, а слепо следовал в кильватере головного судна) — к заключению условно.

Когда в 1984 году ветераны-севастопольцы писали труд «Гидрография Черноморского флота (1696 — 1982): Исторический очерк» они пытались добиться пересмотра дела Свистуна, но ответ из военной прокуратуры звучал примерно так: «Оснований для пересмотра дела Свистуна нет». Лишь спустя 10 лет сотрудники гидрографической службы вновь обратились в Военный трибунал, который, рассмотрев заново дело о гибели парохода «Ленин», на основании подробного и обоснованного экспертного за"ключения Гидрографии флота, признал лейтенанта И. И. Свистуна полностью невиновным в гибели транспорта.

Кто же был основным виновником гибели парохода «Ленин»? Вопрос остался открытым, но вина тогдашнего командования Черноморского флота, неразумно составившего этот конвой и пославшего его на свои же мины в кромешной темноте — несомненна... О числе погибших в тот роковой день на «Ленине» разные источники называют разные цифры, но наиболее реальное число погибших «...от 600 до нескольких тысяч человек».

На пароходе «Ленин» находилось много членов семей моряков и мобилизованных, чьи родственники и поныне живут в Одессе. Совет ветеранов Черноморского морского пароходства установил фамилии погибших членов экипажа парохода. Однако фамилии более тысячи одесситов — женщин, детей, стариков, призывников неизвестны.

После ряда газетных и журнальных публикаций откликнулись десятки людей. Одним из них был С.С. Кравченко, отец которого (также Степан Степанович) погиб на пароходе «Ленин». Он не только активно включился в поиск, но и организовал секцию жертв трагедии парохода «Ленин», которой удалось установить довольно большой список погибших имен мирных жителей и военнослужащих, а также найти пассажиров, спасшихся в ту ужасную ночь.


Одесса, 2006 и 2008 годы
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 26 июл 2016, 00:50

Большое спасибо Игорю Алексееву за его статью, многогранно и интересно освещающую судьбу и гибель парохода "Ленин" ! Большое спасибо за оперативный отклик на мою просьбу, за позволение публикации этой работы на нашем форуме !
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 27 июл 2016, 22:07

Долгое время останки парохода "Ленин" на дне оставались не найденными а тематика его гибели да и вообще упоминания о существовании когда-то такого судна - практически запретной. И лишь на уровне трагичной людской молвы в Одессе, тихих и искренних человеческих воспоминаний, те страшные обрывистые факты передавались из уста в усты.

Лишь после распада СССР в 1991 году стало возможным открыто вспомнить и о той страшной гибели парохода, и о нём самом - поднять на свет из тьмы забвения все известные факты, честно и принципиально сформулировать все волновавшие многие десятилетия общественность вопросы, обозначить всё то что было известно, очертить границы того пространства, внутри которого ясности событий не было (и отчасти нет до сих пор).

В 2006 году Украина и Соединённые Штаты провели совместные исследования морского дна южнее мыса Сарыч с применением современных достижений в высоких технологиях. В исследованиях принимал участие, вероятно даже в качестве соруководителя проекта, знаменитый океанограф и специалист по глубоководным поисковым работам Роберт Баллард, обнаруживший раннее на дне океанов и морей многие затонувшие суда, точное нахождение которых многие десятилетия считалось беззвестным, например - в 1985 г обнаружил на дне Атлантического океана пролежавший там с 1912 года остов легендарного лайнера "Титаник". И вот, во время этой экспедиции 2006 года, южнее мыса Сарыч, на дне Чёрного моря на глубине 96 м, удалось обнаружить остов погибшего там в 1941 году парохода "Ленин":


Статья "Украинско-американская экспедиция обнаружила в Черном море почти 500 подводных объектов культурного наследия Украины" от 25 мая 2006 на сайте информационного агентства УНIАН:
http://press.unian.net/press/968079-ukr ... ainyi.html


Сайт "Дайвинг в Ялте"
http://yaltacity.at.ua/index/dajving_v_jalte/0-54
Глава: Советский пароход «Ленин» (бывший «Симбирск»)

Изображение
Пароход "Ленин" на дне Чёрного моря.
Фото с сайта "Дайвинг в Ялте"


Изображение
Пароход "Ленин" на дне Чёрного моря.
Фото с сайта "Дайвинг в Ялте"
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение yan 27 июл 2016, 22:14

Светлой памяти всех погибших на пароходе "Ленин", сейчас - практически точно в момент 75 летия гибели судна в Чёрном море южнее мыса Сарыч, произошедшей перед полуночью, 27 июля 1941 года

От форума-сайта "Круизник"


Изображение
yan
Staff
 
Сообщения: 4345
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Ленин" и его гибель

Сообщение sekan 19 ноя 2016, 10:07

К сожалению, и на Тихоокеанском флоте большинство потерь (военных кораблей и гражданских судов) было на на своих наспех разбросанных минных банках.
sekan
Пассажир 3-го класса
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 07:13



Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron