Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение yan »

Изображение
Член экипажа или научной экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Ледокол „Красин“

Изображение
Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Ледокол „Красин“

Изображение
"Фёдор Литке". Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Ледокол „Красин“

Изображение
Ледокол „Красин“

Изображение
Член экипажа или научной экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Ледокол „Красин“

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение yan »

Изображение
Ледокол „Красин“

Изображение
Фото сделано с борта ледокола "Красин"

Изображение
Фото сделано с борта ледокола "Красин"

Изображение
Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Член экипажа или научной экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
"Ост". Фото сделано с борта ледокола "Красин"

Изображение
Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
Фото сделано в рейсе / экспедиции ледокола "Красин"

Изображение
"Ост". Фото сделано с борта ледокола "Красин"

Изображение
Ледокол „Красин“

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение yan »

Анатолий Борисенко также прислал статью " Кровь, пот и соль «Нордвикстроя» " , рассказывающую подробнее о местах, где проходила зимовка ледокола "Красин" в 1937-38 годах. Публикую её в следующем постинге.

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение yan »

Кровь, пот и соль «Нордвикстроя»

В начале августа в Норильск вернулась экспедиция Норильского отделения Всесоюзного общества «Мемориал»
В составе экспедиции было восемь человек: художники С.Морозов (начальник экспедиции), А.Слесарев, В.Асадчиков, Л.Башков (г.Ленинград), фотокорреспондент газеты «Заполярная правда» Е.Пономарев, заместитель начальника ПСМО «Норильскстрой» О.Мельников, сотрудник музея Н.Дзюбенко и автор этих строк. Четырнадцать дней экспедиция работала в районе Нордвика и на северо-востоке Якутии. Было обследовано шесть заброшенных поселков, произведена картография исследуемых районов, собраны экспонаты для будущей экспозиции музея репрессий, который должен появиться в нашем городе.
Весть о Нордвике принес в музей член правления норильского общества «Мемориал» Сергей Морозов, который в августе прошлого года вернулся из своего очередного путешествия по Таймыру и рассказал нам о заброшенных поселках на берегу моря Лаптевых, в Якутии, о следах сталинских лагерей в горах Бырранга на мысе Челюскина и острове Северная Земля. Именно он на одном из заседаний правления «Мемориала» и предложил организовать экспедицию на Нордвик.
Что мы знаем о самых северных лагерях? Практически ничего: нет очевидцев, нет свидетелей, нет документов. Не ищите на наших картаx порт Нордвик, там он не обозначен, хотя на американских картах есть. Почему, несмотря на обилие в последнее время «лагерной тематики», о самых северных лагерях нет никакой информации? Даже всезнающие американские журналисты, с которыми мы встречались в музее, на вопрос, о Нордвике разводили руками. А в книге Б.Яковлева «Концентрационные лагеря СССР», изданной в Лондоне в 1983 году, написано: «Нордвик — самостоятельная лагерная группа. Число з/к и количество лагпунктов неизвестно. По всей вероятности, з/к находятся в непосредственном подчинении Министерства обороны. 3/к заняты на работах, связанных с эксплуатацией аэродромов, а также на нефтепромыслах, перегрузках и на предприятиях рыбной промышленности. По последним сведениям, лагерная группа известна под названием «Нордвикстрой». Возможно, что управление находится в Нордвике».
Из официальных источников можно узнать о «Нордвикстрое» как о тресте, созданном 25 июля 1936 года по постановлению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР. Это постановление обязывало «Нордвикстрой» закончить разведку на соль для определения сооружения соляных рудников, географические и портоизыскательские работы, подготовить технический проект строительства Нордвикского горно-промышленного комбината (М.И.Белов, «История открытия и освоения СМП», т.4).
Почему же поселки Нордвика оказались брошенными? Отправляясь в экспедицию, мы хотели найти ответы на многие вопросы, но вопросов появилось еще больше.
…19 июля в 20 часов 30 минут наш вертолет приземлился в северо-восточной части Хатангского залива в море Лаптевых. И мы увидели Нордвик, поселок-порт, который протянулся вдоль берега на два с половиной километра. После короткого осмотра удалось найти хорошо сохранившийся дом, в котором размещалась столовая. Там мы и жили. А в основном все дома полуразрушены или разрушены до основания.
На следующий день мы обследовали поселок. Поразило количество всевозможной техники, в основном американской. Огромные ящики с американским буровым оборудованием стоят нераскрытыми. Не пригодилось? В поселке было центральное отопление, электричество, телеграф, радиостанция, множество производственных объектов.
Следов концлагеря, каким мы его себе представляем, не обнаружено. Найдено помещение из двух комнат с зарешеченным маленьким окошком в верхней части стены, похожее на штрафной изолятор. На одной из досок надпись: «15 суток строго». Значит, не все следы уничтожены?
По всему поселку проложена железная дорога-узкоколейка. Одна железнодорожная ветка отходит от причала на Солерудник, вторая — до деревообрабатывающего цеха. Паровоза не нашли, зато обнаружили конюшню. Хотя вагонетки могли толкать и руками...
Жилые дома в основном из досок, редко из бруса (очень часто, видимо, применялись доски от больших американских ящиков), стены двухслойные, в промежуток засыпали либо уголь, либо опилки — для утепления.
Найдено много портовых документов, которые еще предстоит изучать.
21 июля еще одна интересная находка: Морозов и Дзюбенко нашли старый поселок 30-х годов, расположенный по дороге на Солерудник. От этого поселка остались только следы тридцати пяти фундаментов. Что это было? Бараки для з/к? Если нет, то почему уничтожены?
23 июля обследовали поселок Солерудник, он находится от порта Нордвик на расстоянии 2600 м. Здесь всего тридцать строений, из них десять — промышленного назначения. Некоторые дома украшены резными деревянными деталями, что нас, конечно же, очень удивило. Во всех домах — центральное отопление, освещение. В центре поселка — грандиозное деревянное строение купольного типа непонятного назначения. Хорошо, что среди нас был Олег Мельников, по образованию горняк, он и предположил, что в этом здании происходило обогащение либо флотация. Но эту версию нужно проверять.
И здесь кругом — американское оборудование. Найдены газеты «За индустриализацию Арктики» 1945 года. Знают ли американцы, что они помогали з/к в этой самой индустриализации?
На одной из сопок вблизи Солерудника — кладбище. Оно потрясло нас не огромными размерами, как писалось в «ЗП» за 08.07.89 г., а, наоборот, малыми — всего 84 могилы мы насчитали на этом кладбище, на 29-ти из них сохранились табличка. На 18-ти табличках выбиты слова: любимому сыночку или любимой дочке. Что было в 1948 году, которым датированы в основном детские смерти, — эпидемия, голод? Где сейчас эти матери и отцы, которые поставили маленькие крестики на могилки «любимых крошек» (есть такая надпись). Живы ли?
Больше кладбищ не обнаружено. Нестранно ли это? Нордвик осваивается с начала 30-х, заканчивает свое существование в середине 50-х, — и всего 84 могилы, половина которых — детские? Вопрос, который можно адресовать разве что морю, но оно молчит...
На расстоянии 16 км от порта Нордвик расположен еще один поселок — Нордвик-Угольный. Поход по болотистой тундре (8 часов туда и обратно) был нелегким, особенно для тех, кто по тундре ходить не умеет (это я о себе). Казалось, что дорога эта никогда не кончится, и невольно возникал вопрос: как часто ходили туда люди и ходили ли вообще?
Поселок небольшой — десять жилых домов, которые были собраны в другом месте, а сюда привезены на больших санях с помощью трактора. Дома имели электропроводку и печное отопление.
Хотя поселок называется Угольный, на руднике добывали что-то другое (открытие О.Мельникова), так как имеется обогатительная фабрика, много пустой породы, а также плавильные печи (что выплавляли?). Найден большой (размером с ведро) американский тигель. А уголь, видимо, добывали попутно. По многим приметам, в этом поселке работали только з/к. Кладбищ вблизи поселка не обнаружено (?).
С погодой нам здорово повезло, и только в день, когда за нами должен был прилететь вертолет, она испортилась: на поселок лег туман, бурлило холодное серое море Лаптевых, и пришлось еще один день провести на Нордвике.
27 июля мы были уже в Якутии, на Южном Тигяне, расположенном в 55 км южнее Нордвика. Этот поселок возник благодаря найденной там нефти в 1940-41 гг. (из книги М.И.Белова «История открытия и освоения СМП», т.4.). Вокруг поселка семь буровых вышек, одна из которых законсервирована, все остальные брошены. Площадь поселка около 600 кв.м, 72 поселковых небольших дома — привозные (где их собирали?), построены по типу нордвиковских, имели номера. Было центральное отопление и освещение, бараков нет. В поселке были магазин, библиотека, возможно, была школа (сохранились ученические парты). Найдены газеты «За большевистские темпы», «Звезда Севера» — органы политотделов (каких?), выходные данные отсутствуют. Почему?
Недалеко от поселка находится кладбище с пятью захоронениями, три из них безымянные, а в двух похоронены, очевидно, стрелки ВОХРа ' или еще какие-нибудь службисты, так как на табличках написано: погибли при исполнении служебных обязанностей 19 мая 1953 года (обратите внимание на год!). На расстоянии ста метров — еще четыре могилы, вместо крестов — ручки от тачек.
В поселке жили женщины, дети, может это были спецпереселенцы или ссыльные? Где сейчас эти дети?
На северо-востоке от Южного Тигяна, на расстоянии 12 км, еще поселок нефтяников на реке Чайдах-Юряга, который очень похож на Южный Тигян. Сколько еще таких поселков разбросано по Северу? Каким количеством жизней и судеб оплачена индустриализация Арктики?
Возвращаясь в Норильск, наш вертолет облетел поселок Кожевниково, куда мы не смогли попасть по некоторым причинам. Поселок этот входил в систему «Нордвикстроя» и, по официальным данным, там велись работы по добыче соли, каменного угля и нефти. Поразили размеры поселка, сверху он был похож на мертвый город, по которому прошла война или пронесся тайфун разрушительной силы. Наш бесстрашный фотокорреспондент Пономарев, пристегнувшись страховочным ремнем, буквально висел над открытым люком и увлеченно щелкал затвором своей «Минолты». Надеюсь, что когда-нибудь мы все-таки побываем в Кожевниково...
Нам предстоит ответить на многие вопросы, впереди — исследовательская работа, создание новой музейной экспозиции на основе экспонатов, собранных участниками экспедиции. И, конечно, новые работы художников, побывавших вместе с нами на Нордвике.
С.Эбеджанс
1990 г, осень. Видимо, "Заполярная правда".


http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/1990_2.htm про бухту Кожевникова

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение yan »

Анатолий, огромное Вам спасибо за интереснейшие исторические фотоматериалы и информацию о легендарном ледоколе !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение Vitalis Merta »

Присоединяюсь: большое спасибо за редкие снимки известного ледокола. В них - дух того сложного времени и мужество экипажей полярных судов...

Железный дорожник
STAFF, старпом
Сообщения: 984
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 14:00

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение Железный дорожник »

yan писал(а):Публикую материалы - историческую информацию и фотографии, предоставленные нам участником нашего форума Анатолием Борисенко (sekan). Интереснейшие материалы рассказывают о ледоколе "Красин" во время его зимовки 1937-38 годов в Хатангском заливе. Пред нами предстаёт и быт экипажа ледокола в это время.

Анатолий Борисенко привёл также (16 июня 2011 года) немного отредактированную им (терминология) цитату из Лурье:
"...Экономическое значение Северного морского пути обнаружилось только с началом сталинского террора, когда пришлось снабжать лагеря Колымы и Норильска и вывозить оттуда золото и никель. Тогда же зимой 1937-38 гг. произошла героическая для <Красина> эпопея. Во льдах около Таймыра замерзло двадцать судов, в том числе и <Красин>. <Красин> отдал свой уголь этим судам для того, что бы они могли как-то жить, поддерживать тепло на борту. Уголь пришлось добывать на Таймыре. То есть моряки стали одновременно и геологами, и горняками, и доставляли на санях уголь для того, чтобы работали котлы <Красина>.
Беспрерывно спасая людей, терпящих бедствие, красинцы не смогли спасти самих себя. В 1937 году был расстрелян руководитель <Комитета помощи дирижаблю "Италия"> Иосиф Уншлихт. Через год получил десятилетний срок и сгинул в лагерях комиссар красинской экспедиции Пауль Орас. В 1939 году расстреляли Рудольфа Самойловича. Даже радиолюбитель Шмидт, принявший радиограмму экспедиции Нобиле, был казнен в начале 1942 года..."


Вот такая страшная история: с одной стороны героизм и самопожертвование, а с другой - неоправданный террор, пишет А.Борисенко.
Только экономическое и военное значение Севморпути неоднократно отмечал еще С. О. Макаров, кстати главный инициатор строительства океанского ледокольного флота. ТАк что я предлагаю не вешать на И. В. Сталина тех собак, за которые он и его соратники не отвечает. Ну и как всегда - хочу отметить следующее - писать о терроре в СМИ у нас многие горазды, только вот если прикинуть - то у нас выходит что половина сидела, половина расстреляна, половина охраняла. Вообщем как вчера на выборах в ГД - явка 150%.

sekan
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 07:13

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение sekan »

При всём уважении к Макарову, ежели бы не государева воля, никакой Ермак не построили. Не на свои же деньги Макаров построил ледокол. Я думаю, не один он ратовал за ледоколы. Просто та история России, которую мы знаем, писали в основном по диктовку органов. Но это частность.
Освоение Арктики в предвоенный период не самоцель, а необходимость. Действительно, там погибло множество людей в т.ч. невинных. Людей никто не считал. Планы были самые фантастические. Например, железная дорога из Магадана вглубь Колымы. Около 85 км. от Магадана уже было построено, пригнали из Германии два парома АНИВА и КРИЛЬОН, собирались строить паромную переправу Советская Гавань - Магадан. До Совгавани проложили путь, но после смерти вождя проект заморозили. А сколько людей угробили - никто не считал.
Когда мой папаня в 44 г. после спасения один прибыл во Владивосток на п/х Кола (остальные 8 человек были не транспортабельны и их оставили на лечение в Дач Харборе), то родина встретила героя с распростёртыми объятиями, выделив ему одиночную камеру. Правда, били не сильно, зубы остались целы, но неделю круглосуточно допрашивали.
Рассказ старого капитана: "По возвращению из рейса забрали и посадили. Сижу месяц, два, никуда не вызывают. Через три месяца вызывают - с вещами на выход. Иди работай. Спрашиваю, а за что? В иностранном порту разговаривал с незнакомым человеком на непонятном языке."
А вы говорите-эффективный менеджер.

sekan
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 07:13

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение sekan »

….Немало трудностей в 1937 году выпало на долю ледокола «Красин», принадлежащего Дальневосточному территориальному управлению Севморпути.
13 августа пропал четырёхмоторный самолёт СССР-Н-209, совершавший беспосадочный перелёт из Советского Союза в США под управлением С.А. Леваневского.
В поисках самолёта с 18 августа принял участие ледокол «Красин» под командованием капитана М.П. Белоусова. На борту кроме членов экипажа находилось 14 человек лётного состава во главе с пилотом М.Н. Каминским.
Более полутора месяцев, до наступления полярной ночи, продолжались поиски. Однако они оказались безуспешными. Экипаж Леваневского пропал без вести. Арктика так и не открыла тайну его гибели.
По указанию Главсевморпути ледокол «Красин» 18 сентября возвратился к мысу Шмидта, сдал там самолёты и последовал к каравану судов, застрявшему во льдах. Всё это заняло свыше месяца. Наступила арктическая зима.
Снабдив суда каравана углем, «Красин» провёл их к месту зимовки в Хатангский залив. Затем ледокол в одиночку пробился на акваторию необитаемой бухты Кожевникова и 8 ноября 1937 года перешёл там же на зимовочный режим.
На его борту оставались весьма ограниченные запасы бункера.
На берегу бухты Кожевникова находилась заброшенная угольная шахта. Судовой совет принял решение в течение зимы своими силами и средствами добыть в этой шахте несколько тысяч тонн угля. Экипаж одобрил эту идею.
К концу зимовки, когда началось таяние льда, красинцы имели около 5000 тонн угля. Несмотря на то что уголь был низкокалорийный, его хватило, чтобы за 15 суток дойти до устья реки Лена и встретиться там с речным угольным караваном. Вернувшись из Тикси к зимующим судам, «Красин» снабдил их топливом и продуктами.
Пять судов прошлогоднего каравана унесло дрейфующим льдом за 78 параллель. За несколько августовских дней ледокол «Красин» собрал их в одну кильватерную колонну. Шестого судна – парохода «Рабочий» Архангельского пароходства не оказалось. Оно было раздавлено льдами и 23 января 1938 года затонуло вместе с грузом. Все члены экипажа во главе с капитаном Д.Н. Сергиевским перебрались на другие зимовавшие суда.
Неудачная арктическая навигация 1937 года стала предметом расследования специальной комиссии Совнаркома СССР…
На мой взгляд нестыковка: «Красин» принимал бункера чуть более 3000 тонн. (Справочник: Морские транспортные суда, 1960г)
Продолжение следует.
С наилучшим пожеланиями
Анатолий

Железный дорожник
STAFF, старпом
Сообщения: 984
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 14:00

Re: Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)

Сообщение Железный дорожник »

sekan писал(а):При всём уважении к Макарову, ежели бы не государева воля, никакой Ермак не построили. Не на свои же деньги Макаров построил ледокол. Я думаю, не один он ратовал за ледоколы. Просто та история России, которую мы знаем, писали в основном по диктовку органов. Но это частность.
Освоение Арктики в предвоенный период не самоцель, а необходимость. Действительно, там погибло множество людей в т.ч. невинных. Людей никто не считал. Планы были самые фантастические. Например, железная дорога из Магадана вглубь Колымы. Около 85 км. от Магадана уже было построено, пригнали из Германии два парома АНИВА и КРИЛЬОН, собирались строить паромную переправу Советская Гавань - Магадан. До Совгавани проложили путь, но после смерти вождя проект заморозили. А сколько людей угробили - никто не считал.
Когда мой папаня в 44 г. после спасения один прибыл во Владивосток на п/х Кола (остальные 8 человек были не транспортабельны и их оставили на лечение в Дач Харборе), то родина встретила героя с распростёртыми объятиями, выделив ему одиночную камеру. Правда, били не сильно, зубы остались целы, но неделю круглосуточно допрашивали.
Рассказ старого капитана: "По возвращению из рейса забрали и посадили. Сижу месяц, два, никуда не вызывают. Через три месяца вызывают - с вещами на выход. Иди работай. Спрашиваю, а за что? В иностранном порту разговаривал с незнакомым человеком на непонятном языке."
А вы говорите-эффективный менеджер.
Я не говорю, что Сталин эффективный менеджер. Я просто сторонник того, что кесарю - кесарево. То есть - если бы не государева воля, направленная силой убеждения С. О. Макарова - то хрен бы кто стал давать деньги на строительство Ермака, Святогора-Красина и т.п. То что развитие северных территорий СССР шло путем каторжного труда заключенных - я тоже не оспариваю. И то, что НКВД регулярно так загибало, что зубы летели пачками - так же не спорю. Но - сейчас зубы в ментовке (напомню, что до выделения МГБ милиция была в составе НКВД) не вышибают, или не держат месяцами и годами в СИЗО? Или власть стала все время правду говорить? Наша "демократия" - это вообще отдельный разговор. Иначе как объяснить, что немалая доля людей на полном серьезе хочет вернуть "на трон" очередного Сталина.
То что при Сталине было просто астрономическое число перегибов - уже и не спорит то никто особо. Просто и до, и после их было не меньше, если не больше.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя