Главная страница | Расписание круизов        

Лайнер "Сванетия" (1937)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 31 июл 2007, 18:46

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Лайнер "Сванетия" (1937)



Нет, никогда, ничей я не был современник…
О.Мандельштам

Сегодня – 17.04.2007. Ровно 65 лет тому назад, 17.04.1942 в Чёрном Море произошла страшная катастрофа. В результате бомбардировки и торпедирования авиацией ВВС Германии погиб пассажирский лайнер "Сванетия" Черноморского Пароходства. Вместе с ним морская пучина поглотила более 700 человеческих жизней. Пассажирский лайнер "Сванетия" был небольшим но очень красивым и элегантным, прогрессивным для своего времени судном. Это был один из трёх самых современных лайнеров в составе морского пассажирского флота СССР в предвоенное время.


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Helsingors J. & M. Helsingoer", Дания.
Строительный номер: 244.
Тоннаж: 4125 BRT.
Дедвейт: 1500 tdw.
Длина судна: 101,0 метров.
Ширина судна: 14,5 метров.
Главная энергетическая установка: двa дизельных мотора "Burmeister & Wain".
Мощность главных двигателей: 5400 лошадинных сил.
Средняя скорость: 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Максимальная скорость: 17 узлов (примерно 31,48 км/час).
Количество винтов: 2.
Пассажировместимость (в 1937 году): 215 человек.
Порт приписки (1937 – 1941): Одесса, СССР.



Изображение
Теплоход "Сванетия" возле побережья Дании. 1937 год

Пассажирский теплоход "Сванетия" был спущен со стапеля в 1936 году, полностью построен, передан заказчику – СССР и введен в эксплуатацию в 1937 году. Сразу же после ввода в эксплуатацию судно взяло курс из Дании на Чёрное Море в свой порт приписки – Одессу.

Теплоход "Сванетия" был очень инновационным и прогрессивным судном для своего времени. Красивые и элегантные очертания форм, рациональные и современные обводы корпуса, отсутствие нагромождений архаичных конструкций оснастки на открытых палубах делали "Сванетию" необычным судном, к такому уровню мировое пассажирское судостроение снова пришло лишь к концу 50-х годов. Это было самым современным пассажирским судном СССР на Чёрном Море до Войны 1941-1945, и одним из трёх самых современных пассажирских судов в предвоенном СССР.

Сначала судно стало совершать рейсы по Крымско-Кавказской линии Одесса – Батуми, а затем стало на Ближневосточную линию Одесса – Александрия. Теплоход "Сванетия" изначально и предназначался для работы на этой международной пассажирской линии, и стал основным пассажирским судном, обслуживавшим её в предвоенный период. Теплоход "Сванетия" был более комфортабельным судном, чем все остальные Советские пассажирские суда на Чёрном Море в то время. Об этом говорит также и большое количество площади пассажирских помещений, приходившихся на этом судне на каждого пассажира – такая низкая пассажировместимость была необычна для Советских пассажирских судов того времени, и по этому показателю теплоход "Сванетия" был уже больше приближён к послевоенным судам типа "Киргизстан" чем ко многим своим ровестникам.

Дальнейшим развитием основных концепций и направлений этого проекта, вероятно, явились два однотипных между собой пассажирских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов", построенные несколькими годами позднее для работы на другой Советской международной линии, Ленинград – Лондон.

Наверное, многие Одесские мальчишки той предвоенной поры загорались мечтой о морской романтике, будучи воодушевлёнными этим загадочным судном, современный силуэт которого был обращён в будущее…

В 1941 году, после начала войны, теплоход "Сванетия" был перепрофилирован а затем и переоборудован в санитарный транспорт.

В августе 1941 года "Сванетия" перевезла из Стамбула в Батуми сотрудников Советского посольства в Германии в рамках проведённого тогда обмена на сотрудников посольства Германии в СССР. Сотрудники Советского посольства, генеральных консульств и торговых представительств СССР были доставлены из Германии в Стамбул сухопутным путём ( Турция сохраняла в войне нейтралитет ). После состоявшегося обмена большинство граждан СССР отправились на теплоходе "Сванетия" в Батуми ( лишь посол и несколько высокоранжированных сотрудников отбыли из Анкары в Москву специальным самолётом). Судно шло вдоль самого Турецкого берега ( по специальной договорённости с Турцией, не выходя в нейтральные воды, так как там уже оно могло быть атаковано Германской авиацией или флотом. Эта операция завершилась благополучно.

Сначала, до середины октября 1941 года, судно принимало участие в потдержании сообщения осаждённой Одессы с Крымом и Кавказом, а затем в потдержании сообщения осаждённого Севастополя с Кавказом. При переходах из Севастополя в Новороссийск судно не могло идти вдоль Крымских берегов или на небольшом удалении от них, поскольку они были уже захвачены Германской армией, и оттуда мог произойти как обстрел из орудий или наводка для авиации, так и атака со стороны самих Германских ВВС. Поэтому из Севастополя судно сначала уходило как можно дальше в открытое море, и отойдя уже далеко от Крымских берегов, брало курс на Новороссийск. Это не исключало совсем встречу с авиацией или флотом Германии и её союзников, но, по краиней мере, сильно снижало её вероятность.

17 апреля 1942 года теплоход "Сванетия" и сопровождавший его эсминец "Бдительный" на пути из Севастополя в Новороссийск как раз находились уже на большом удалении и от берегов Крыма и ещё далеко от побережья Кавказа, примерно в центральной части восточной половины Чёрного Моря. На борту "Сванетии" находились 900 раненных. Днём суда были атакованы авиацией ВВС Германии. В атаках участвовали сначала 12, а затем 9 самолетов. От попадания 2 бомб и 2 торпед теплоход "Сванетия" получил сильные повреждения и начал тонуть. Через 40 минут судно затонуло. На эсминец "Бдительный" смогли подобрать из воды и спасти 193 человека. Из находившихся на борту "Сванетии" 900 человек, более 700 – погибли. Эсминец "Бдительный" смог дойти до Новороссийска и туда были доставлены те, кого удалось спасти в катастрофе "Сванетии".

"Сванетия" затонула в точке с координатами 43°00' северной широты и 36°48' восточной долготы. Судно не было поднято, оно лежит на глубине свыше двух километров в сероводородном слое, находящемся на глубине в Чёрном Море, и, скорее всего, уже никогда и никем не будет увидено.

Светлая память всем погибшим...


Ян Пичиневский
Гамбург, 17.04.2007, в день 65-летия гибели лайнера "Сванетия"
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 01 авг 2009, 18:51

Интересная статья, повествующая о гибели "Сванетии"(1937). В статье представлена другая фотография лайнера.
Ссылка на статью:
http://wreck.ru/11-12/1.html


Интересная статья, повествующая о биографии лайнера "Сванетия"(1937) после начала Войны 1941-1945 с подробным описанием гибели судна.
Ссылка на статью:
http://fictionbook.ru/author/nepomnyash ... tml?page=8
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 15 авг 2009, 19:38

Всвязи с очевидным противоречием двух версий о судьбе теплохода "Сванетия"(1937) в июне 1941 - начале 1942 годов я хочу ещё раз проверить вероятность обозначенных в них событий.

1 версия. Теплоход "Сванетия" перевёз в самом начале войны сотрудников бывшего Посольства СССР в Германии из Стамбула в Батуми.

2 версия. Теплоход "Сванетия" встретил начало войны в Стамбуле и простоял там вне эксплуатации аж до начала 1942 года.


Вопрос. Можно ли как-то достоверно подтвердить то, что теплоход "Сванетия" перевёз в самом начале войны сотрудников бывшего Посольства СССР в Германии из Стамбула в Батуми ? Есть ли точные даты того, когда происходило это событие ?
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение igor 06 апр 2012, 11:35

В Хронике ВОВ на Черном море, вып. 2 (1946 г) СВАНЕТИЯ впервые появляется именно 23.2.42, пришедшая в Поти. До того не мелькает ни разу, в 1941 г. не упоминается вовсе. Это говорит в пользу версии о нахождении в Стамбуле до февраля 1942 г.
Кроме того, в последнем рейсе судно имело на борту только 221 раненого, а плюс к тому 358 чел. из 40-й кавдивизии и 99 пассажиров. Погибло судно от попадания двух торпед, бомб не было. ЭМ БДИТЕЛЬНЫЙ спас 143 человека, но 17 из них вскоре умерли. Указано, что погибло 535 чел., но эта цифра явна неверна - она получена отнятием числа спасенных от общего числа пассажиров, экипаж при этом не учитывается. Либо ошибка в указании загрузки и 99 - число пассажиров и экипажа.
Источник тот же, Хроника.
igor
Новый человек на судне
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 11:25

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 06 апр 2012, 18:52

igor

Здравствуйте ! Приветствуем Вас на нашем Форуме ! Спасибо Вам большое за интересную историческую информацию !

Оставайтесь с нами !
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение Аристарх 05 апр 2013, 14:59

del
Последний раз редактировалось Аристарх 15 июл 2017, 02:46, всего редактировалось 1 раз.
Аристарх
Пассажир 3-го класса
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 21:17

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 07 апр 2013, 00:12

Аристарх

Огромное Вам спасибо за публикацию доселе неизвестной фотографии лайнера "Сванетия" ! На этой фотографии даже ещё лучше просматриваются красивые изящные формы одного из самых современных пассажирских судов предвоенного СССР.

Спасибо большое за фотографии и дополнительную информацию о судне !
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 24 сен 2013, 21:18

Для взаимосвязи тем о самых современных морских пассажирских судах СССР последнего превоенного периода

В последние предвоенные годы для СССР были построены и введены в эксплуатацию три новых современных для того времени морских пассажирских судна, по прогрессивности своих проектов очень отличавшиеся в положительную сторону от остальных судов тогдашнего морского пассажирского флота страны. Это были однотипные Балтийские турбоэлектроходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов"(позже - "Балтика"), порт-приписки обоих - Ленинград (ныне - Санкт-Петрбург) и меньший размерами и неоднотипный ни с какими другими судами Черноморский теплоход "Сванетия"(1937 г. постройки), порт приписки - Одесса:


- тема о турбоэлектроходе "Иосиф Сталин", 1940 года постройки: http://kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=891

- тема о турбоэлектроходе "Балтика", бывш. "Вячеслав Молотов", 1940 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1116

- тема о теплоходе "Сванетия", 1937 года постройки: http://kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=49
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение начкар 01 май 2014, 18:36

Приветствую всех! Тема не безразлична, с ноября 2011 года пытаюсь собрать материалы о гибели "Сванетии" , создал целый раздел на ФПД - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?board=245.0 .
начкар
Новый человек на судне
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 май 2014, 18:15

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan 04 май 2014, 23:23

начкар

Здравствуйте !

Приветствую Вас на нашем форуме, и благодарю за ссылку на очень интересный Форум о "Сванетии". Если Вы не возражаете, я продублирую Ваше сообщение и в разделе "Круизный интернет" здесь же, на нашем форуме.

Оставайтесь с нами !
yan
Staff
 
Сообщения: 4333
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

След.

Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron