Главная страница | Расписание круизов        

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta 10 июл 2018, 00:09

ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ПАРОХОДСТВА 5 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА.

Редакция бассейновой газеты "Водник Карелии" 29 марта 1996 года провела "Круглый стол" с выпускниками речных училищ Министерства речного флота 1948-1956 годов.
Изображение


Теперь уже трудно определить, кто является автором идеи проведения сегодня, 5 апреля 1996 года в Петрозаводске встречи выпускников речных училищ Министерства речного флота 1948 - 1956 годов. Одни считают, что первым данную мысль высказал заместитель начальника отдела дирекции перевозок акционерного общества "Беломорско-Онежское пароходство "Григорий Михайлович ГУЖОВ, другие -что сделали это двое - в недавнем прошлом начальник отдела управления пароходства, ныне пенсионер Игорь Александрович АЛЕКСАНДРОВ и ведущий инженер дирекции портов АО "БОП" Виктор Васильевич ШАШКИН, третьи определяют авторами проведения сегодняшнего "мальчишника" Григория Михайловича ГУЖОВА и Виктора Васильевича ШАШКИНА. И обоснование последней мотивировки достаточно убедительное: "ГУЖОВ и ШАШКИН в одном кабинете друг против друга уже многие годы сидят, вот и выдвинули идею проведения встречи выпускников речных училищ, отработавших в Беломорско-Онежском пароходстве по сорок и более лет", то есть практически всю свою трудовую жизнь.
Идея овладела массами. Был создан организационный комитет по проведению вышеуказанного мероприятия, приуроченного и посвященного исполняющемуся в этом году 300-летию российского флота.
Организационный комитет возглавил Григорий Михайлович ГУЖОВ. В его инициативное ядро вошли уже названные И.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.В.ШАШКИН, а также капитаны теплоходов пароходства Виталий Николаевич ВАСИЛЬЕВ, Геннадий Никитович ГОЛУБЕВ и совсем еще недавно первый помощник капитана по учебной и воспитательной работе теплохода "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ", сегодня - работник акционерного общества "БОП" Юлий Михайлович ЮНАК.
К работе организационного комитета были привлечены председатель профсоюзного комитета плавсостава , член совета директоров АО "БОП" Михаил Яковлевич ДАВИДЕНКОВ, начальник отдела флота дирекции по персоналу Виктор Борисович ТРЕНИН, директора Петрозаводского и Медвежьегорского портов Иван Тимофеевич НАДЬКИН и Геннадий Павлович СОЛОДЯННИКОВ, директор Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота Александр Григорьевич КРАВЧЕНКО...
Организационный комитет разработал обстоятельный план по подготовке и проведению 5 апреля встречи выпускников речных училищ 1948-1956 годов. Одним из основных разделов этого плана стало составление списка тех, кто сорок и более лет назад, закончив средние специальные учебные заведения Министерства речного флота, пришел в Беломорско-Онежское пароходство и с тех пор бессменно работал или продолжает работать в нашем пароходстве.
Проведенная изыскательская работа показала, что в нашей республике сегодня проживают 55 выпускников речных училищ 1948-1956 годов, навсегда связавших свою рабочую и флотскую биографию с Беломорско-Онежским пароходством.
Предположительно принять участие в сегодняшней встрече выпускников речных училищ сорокалетней и более давности смогут лишь сорок два человека. Остальные по разным причинам будут отсутствовать: одолевшая хворь, невозможность выехать в Петрозаводск и так далее - мало ли житейских причин может быть - ведь возраст выпускников речных училищ тех первых послевоенных лет, как отметил Григорий Михайлович ГУЖОВ, "уже далеко не юношеский." И тем не менее, каждому из них, также, как и принимающим сегодня участие во встрече, будут вручены памятные подарки и приветственные адреса, подписанные генеральным директором акционерного общества "Беломорско-Онежское пароходство" Олегом Станиславовичем БАЧИНСКИМ. Приводим полный текст этого адреса:

"Уважаемый ( следует фамилия, имя, отчество выпускника)! Руководство акционерного общества "Беломорско-Онежское пароходство", профсоюзный комитет плавсостава сердечно приветствуют Вас в памятный день встречи специалистов-ветеранов, прибывших на работу в Беломорско- Онежское пароходство 40 и более лет назад после окончания учебных заведений Министерства речного флота России.
Вы принадлежите к поколению тех, кто после окончания Великой Отечественной войны принял трудовую эстафету от возрождавших пароходство, внес неоценимый вклад в развитие материально-технической базы пароходства, модернизацию флота, осуществление многогранной и сложной программы развития смешанного плавания, организацию заграничных рейсов, подготовку и воспитание молодых кадров для флота и береговых подразделений.
Сердечное Вам спасибо за Ваш многолетний труд, проявленные целеустремленность, энергию, знания, что положительно повлияли на реальные результаты, которыми по праву гордятся коллектив пароходства, его ветераны.
Уверены, что каждый из Вас всегда помнит о тех, кто плодотворно трудился и трудится рядом, являя собою образцы добросовестности, наставничества, соблюдения славных флотских традиций, и сделает еще немало для их сохранения и развития.
Искренне желаем Вам благополучия и крепкого здоровья на долгие годы!"


Одним из разделов плана проведения встречи выпускников речных училищ сорокалетней и более давности стало организация с ними "круглого стола" редакции "Водника Карелии". Встал вопрос определения основной идеи "круглого стола". В процессе длительных обсуждений предлагаемых вариантов организационный комитет остановился на следующей ее редакции: "Вспомним, друзья, нашу юность и расскажем о ней молодым...". Капитану теплохода "КОЛХИДА-1" Геннадию Никитовичу ГОЛУБЕВУ в данной интерпретации не понравилось слово "юность", и он предложил заменить его на другое, отражающее всю рабочую, морскую биографию участников сегодняшней встречи специалистов-ветеранов, прибывших на работу в Беломорско-Онежское пароходство сорок и более лет назад после окончания учебных заведений МРФ, а не только ее начальную фазу.
В процессе длительной и бурной дискуссии выяснилось, что слову "юность" нет достойной замены.
Юность, она и есть юность ! - в сердцах бросил Григорий Михайлович ГУЖОВ.- Ведь все мы, да Вы, дорогой Геннадий Никитович, оглядываясь на прожитые годы, рассматриваем их и анализируем сквозь призму прежде всего юных лет, когда мы были молоды, когда жизнь казалась бесконечной и такой захватывающей...
В конечном итоге принимавшие участие в состоявшейся беседе за "круглым столом" редакции "Водника Карелии" пришли к однозначному выводу: в предложенной редакции идеи проведения "круглого стола" слову "юность" нет замены. К тому же, как было отмечено, понятие "юность" связано с другим ключевым словом обсуждаемого предложения - "молодым", то есть два этих слова как бы олицетворяют связь разных поколений тружеников: тех, кто начинал работать в Беломорско-Онежском пароходстве в конце сороковых -начале пятидесятых, и кто сегодня приходит им на смену на теплоходы и береговые предприятия АО "БОП".
Собравшиеся единогласно проголосовали за предложенную организационным комитетом идею проведения "круглого стола" - "Вспомним, друзья, нашу юность и расскажем о ней молодым..." Поэтому это предложение и вынесено в заголовок публикуемых сегодня в "Воднике Карелии" материалов "круглого стола" редакции.
Итак, в работе "круглого стола" приняли участие: капитаны теплоходов АО "БОП" В.Н. ВАСИЛЬЕВ, Г.Н.ГОЛУБЕВ, О.А. СЕРГЕЕНКОВ, В.В. ЮШЕЕВ, пенсионер И.А. АЛЕКСАНДРОВ, заместитель начальника отдела Г.М. ГУЖОВ, заместитель начальника службы безопасности судовождения Н.П.КЛИНОВ, работник АО "БОП" Р.Е. МИТРОФАНОВ, начальник АХО Е.Д. ПАВЛЕНКО, заместитель начальника судоходной инспекции Л.А. ПОПОВ, ведущий инженер дирекции портов В.В. ШАШКИН, работник АО "БОП" Ю.М. ЮНАК.



На снимке ( на память) слева направо: Г.М. ГУЖОВ, Ю.М.ЮНАК, И.А. АЛЕКСАНДРОВ, Н.П. КЛИНОВ, Р.Е. МИТРОФАНОВ, Г.Н. ГОЛУБЕВ, В.Н. ВАСИЛЬЕВ, О.А. СЕРГЕЕНКОВ, Л.А. ПОПОВ, В.В. ЮШЕЕВ, Е.Д. ПАВЛЕНКО, В.В. ШАШКИН.

Анатолий КЯБЕЛЕВ. Фото Михаила ОЛЫКАЙНЕНА.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 июл 2018, 18:45, всего редактировалось 4 раз(а).
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2733
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18


Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta 14 июл 2018, 19:05

ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ПАРОХОДСТВА 5 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА

Изображение


ОДНАЖДЫ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ...


А.Г.КЯБЕЛЕВ.
Уважаемые товарищи, принимается Ваше предложение предоставить микрофон первому Евгению Давыдовичу ПАВЛЕНКО. Евгений Давыдович сорок восемь лет назад, 14 апреля 1948 года после окончания Горьковского речного училища приехал на работу в Беломорско-Онежское пароходство.
Е.Д.ПАВЛЕНКО:
Прежде, чем рассказать о начале трудовой деятельности в нашем пароходстве, думаю, не будет лишним коротко вспомнить о том, что с речным транспортом я связал свою судьбу значительно раньше. Это было в октябре 1941 года, когда мне было 15 лет.
В это время, как вы все хорошо помните, полыхала Великая отечественная война с Германией, с немецко-фашистскими захватчиками...…
...Поступив в восьмой класс средней школы и пройдя свой первый трудовой семестр на уборке картофеля, мои сверстники, в том числе и я, решили не терять времени даром. Оставили школу и поступили в ремесленное училище № 31 при заводе "Теплоход", стали осваивать профессию токаря по холодной обработке металла. Это сделать было в то время нетрудно. Нас приняли и мы стали учиться.
Завод "Теплоход" до сих пор является в Министерстве речного флота крупнейшим поставщиком плавучих кранов, запасных деталей, литья и разной другой продукции для нужд речного транспорта России.
Мои успехи в училище были отмечены представлением к правительственной награде - к медали "За трудовое отличие". Будучи в штате, несмотря на мое несовершеннолетие, работать приходилось по 12 часов в смену. Таков был жесткий режим для всех, и все мы своим трудом крепили сопротивление врагу, делали все возможное для ускорения победы над ним.
До октября 1943 года продолжалась моя работа на токарном станке. Токарное дело освоил я хорошо и работал уже по пятому разряду. Работа мне нравилась, нравились изготовленные мною детали.
Но всему бывает конец. Нужно было учиться дальше, расширять свой кругозор, свои знания. Получив рабочую закалку, ознакомившись с металлообработкой, ее спецификой, я выбрал для себя соответствующую моим наклонностям перспективу. Ею оказалось Горьковское речное училище, в котором в 1943 году я начал свои занятия, а в 1948 -м году получил диплом техника-судомеханика.
Годы, проведенные в училище, окончательно сформировали мое трудовое призвание: машины, судовые механизмы, жидкое топливо, уголь, дрова, масло машинное, пар, ремонт - это мое, с ними связана моя дальнейшая деятельность.
Во время практики в училище основательно поработал на штатных должностях кочегаром, масленщиком на волжских пассажирских судах на скоростной линии Горький - Астрахань. Это были двухдечные белоснежные красавцы-пароходы "Михаил Калинин", "Третий Интернационал", построенные сормовичами в 1912 году и входившие в состав акционерного общества "Самолет" - так до 1917 года называлась пассажирская судоходная компания. После 1917 года эти пароходы принадлежали крупнейшему в России Волжскому объединенному речному пароходству.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:

И тем не менее после окончания училища направление Вы, Евгений Давыдович, получили на север, в Беломорско-Онежское пароходство.

Е.Д.ПАВЛЕНКО:

Да, как сейчас помню - апрель 1948 года. На мне кирзовые сапоги, изрядно поношенная шинелька на рыбьем меху, видавший виды головной убор в виде шапки из искусственного меха, легонький чемоданчик да сорок копеек в кармане, из которых 36 тут же были израсходованы на любимые папиросы "Беломорканал". С четырьмя оставшимися копейками за душой я двинулся пешочком в сторону поселка водников в Петрозаводске.
Привычных в Горьком трамваев, троллейбусов не было, много деревянных построек или просто пустырей. Асфальта нет. В лучшем случае брусчатка, дома на Первомайской улице да около памятника Ленину немного ухожены.
Когда оказался я в поселке на Болотной улице, около общежития, которое называлось "Образцовым", я понял, что мои кирзовые сапоги - тут как раз. Пешеходные дорожки деревянные, по обочинам - канавы с водой. Примерно так выглядело все вокруг, в том числе и здание управления пароходства не внушало доверия.
Первая ночь в общежитии, встреча с однокашниками из Горького.
Назавтра, 15 апреля, идем в управление пароходства, знакомимся с будущими нашими начальниками.
Итак, моя первая навигация в 1948 году в должности первого помощника механика пассажирского парохода "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" началась в Беломорске. Она же, эта навигация 1948 года, оказалась для меня и последней. Весной 1949 года меня выдвинули техническим руководителем Беломорских мастерских, а уже летом того же года назначили директором.



А.Г.КЯБЕЛЕВ:

Евгений Давыдович, хотя бы краткую характеристику состояния флота пароходства тех лет Вы бы не могли привести ?

Е.Д.ПАВЛЕНКО:

Насколько я помню, на то время Беломорско-Онежское пароходство располагало восемью пассажирскими судами, сорока девятью буксирными и служебно-вспомогательными пароходами. Несамоходный флот состоял из восьмидесяти одного судна.
По заказу Министерства речного флота в 1947 - 1949 годах в Финляндии были построены буксирные винтовые пароходы мощностью 450-500 лошадиных сил, имевшие хорошие мореходные качества для работы в прибрежных морских районах и на крупных водохранилищах. Для работы в северо-западном бассейне началось строительство стальных и композитных лихтеров грузоподъемностью 1000 и 2000 тонн. У меня сохранилась газета "Беломорская трибуна" тех лет, в которой сообщалось "Беломорско-Онежский флот пополнился новыми судами. Из Ленинграда прибыли буксирные пароходы "САХАЛИН", "АРХАНГЕЛЬСК", "КАЛИНИНГРАД". Они будут буксировать плоты для новостроек Ленинграда, Петрозаводска и других городов."
Однако техническое состояние флота в конце послевоенной пятилетки оставалось неудовлетворительным. В 1950 году пригодными для эксплуатации было всего лишь шесть самоходных и два несамоходных судна. 20 судов имели ограничения в плавании, несколько стояли на приколе, более десяти подлежали списанию и девять находились в капитальном и восстановительном ремонте.


В.В.ШАШКИН:

Механизация погрузочно-разгрузочных работ была незначительной. Во всем пароходстве насчитывалось три плавучих крана грузоподъемностью по 1,5 тонны, шесть ленточных и четыре секционных транспортеров, один "деррик" грузоподъемностью 1,5 тонны, один автопогрузчик и один кран на гусеничном ходу.

Г.М.ГУЖОВ:

В 1950 году в пароходстве насчитывалось четыре речных вокзала и пять пассажирских помещений, но все они нуждались в капитальном ремонте и переустройстве.


МНОГИЕ ИЗ НАС НАЧИНАЛИ В БЕЛОМОРСКЕ...

В.В.ЮШЕЕВ:Я думаю, что каждый из нас хорошо помнит это время.
45 лет назад, в 1951 году, после окончания Ленинградского речного училища я приехал в Петрозаводск, оформился и сразу же ближе к морю - в Беломорск. Ведь в дипломе у меня была запись: судоводитель речного, озерного и местного морского плавания. Звучит ! оказалось, что только звучит, а для моря нужен морской диплом.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:И как Вас, Виктор Васильевич, встретил Беломорск ?


В.В.ЮШЕЕВ:Необычно. После Ленинграда словно с небес опустил на землю. На вокзале нас с моим другом Ю.И.СОКОЛОВЫМ ожидала лошадка, запряженная в дровни. Представляете картинку: трусит по замерзшему, заснеженному каналу лошадка, кучер в полушубке, а мы в легких шинелях с погонами младших лейтенантов, в курсантских ботинках, фуражках, при белом кашне. А мороз - минус десять.
На следующий день мы трудоустроились дежурными по каравану. На берегу на деревянных клетках стоят "ИЖОРЦЫ", "МАРТИЙЦЫ", катера. А на канале - два новеньких финских парохода: "НАРЬЯН-МАР" и "ИГАРКА", на которых нам предстояло открыть навигацию в должностях третьих помощников капитана.
В ближайшую же субботу в Шиженском сельском клубе нас "окрестили" выпускники училищ, такие же, как и мы, но приехавшие в Беломорск на год-два раньше. Они сказали нам: "Были и мы рысаками когда-то."
С небольшими следами "крещения" мы были приняты в коллектив и продолжали трудовые будни.


А.Г. КЯБЕЛЕВ: Но кто-то Вам, Виктор Васильевич, и помогал ? Возможно, советом, добрым словом, участием.

В.В. ЮШЕЕВ:А как же ! Прежде всего Леонида Михайловича УСКОВА, начальника отдела кадров пристани, вспомнить надо, его коронную фразу: "Умереть не дадим!" Далее - начальника пристани Александра Павловича ФЕТЮЛИНА, директора судоремонтных мастерских Евгения Давыдовича ПАВЛЕНКО...Хорошие были мужики, приветливые, на добро не скупые...
Не хочу сказать, что сейчас Вы изменились, Евгений Давыдович...
Так вот, в апреле, узнав, что значит запись "местное морское плавание" и что представляем собой с такой записью в дипломе, мы по совету и с помощью наших капитанов, истинно "морских волков" Сергея Ивановича КОЖЕВНИКОВА и Мавра Януаровича ЦИНГАРЕЛЛИ, моего первого морского капитана, кстати, итальянца, родившегося в Керчи, закончили курсы судоводителей 200-тонников и получили законное право подняться на мостик в качестве третьих помощников капитана. Мы, сразу после войны поступившие в училище и приехавшие в Беломорско-Онежское пароходство в 1951 году: А.В.ЕРУКОВ, Ю.И.СОКОЛОВ, Е.И.СОКОЛЬНИЦКИЙ, а затем через год - А.И.ЛАВРУХИН, М.Ф. КОКАРЕВ, Л.Ф. ИГНАТОВ, Н.А. КАРПЕНКО всю свою трудовую жизнь посвятили пароходству, оно стало истинно родным для нас.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:Трудное, Виктор Васильевич, неласковое было ведь время...

В.В. ЮШЕЕВ:Это были действительно трудные послевоенные годы. Но не помню, чтобы кто-то жаловался на жизнь, приспосабливался. Не было среди нас нытиков. Было голодно, но жили дружно, весело, с оптимизмом. Так и работали.
Росло пароходство, преображался флот, и это заставляло нас не отставать от жизни, учиться. ..
Учеба на курсах штурманов морского плавания ( 10 месяцев ), мореходное училище, курсы английского языка, различные переподготовки. И так всю жизнь...
Второй этап жизни и работы в пароходстве - это переход с буксиров на теплоходы. помню теплоход "ОНЕЖСКИЙ - 11", переоборудованный из лихтера. Самое дальнее плавание на нем - в Таллинн. Это была наша заграница.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:А дальше, Виктор Васильевич ?

В.В.ЮШЕЕВ: А дальше ? Дальше многое расскажут мои коллеги, вы их поспрашивайте. С ними вместе и порознь стремились мы к одной цели - идти в ногу с пароходством, с требованием времени.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2733
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta 15 июл 2018, 23:08

ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ПАРОХОДСТВА 5 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА.

Изображение


ПЕРВЫЙ. ПОТОМУ И НЕЗАБЫВАЕМЫЙ.


Л.А.ПОПОВ: Я вот хочу дополнить Виктора Васильевича ЮШЕЕВА. Можно ?

А.Г.КЯБЕЛЕВ:Конечно, Леонид Александрович.

Л.А. ПОПОВ:Вмарте 1956 года в составе группы выпускников Ленинградского речного училища я прибыл в Петрозаводск по распределению МРФ для работы на судах БОП-ва. Надо сказать, что группа нас была большая: Юрий АЛЕКСАНДРОВ, Федор СМИРНОВ, Николай КЛИНОВ, Александр ГАЛАШЕВ, Геннадий БОЛОТИН, Николай ГЛЕБОВ, Эдуард БЕЗЛЮДОВ, Владимир ИВАНОВ, Алексей МАЗУРОК, Николай НИКИТИН, Владимир АНТОНОВ, Михаил ШЕРСТОБИТОВ, Валентин КОШЕЛЕВ, Александр СТЕПАНОВ, Евгений МАКАРОВ.
Направили нас штурманами на различные суда, работавшие на Онежском озере и Беломорско-Балтийском канале. Я получил направление вторым штурманом на пароход "ВИДЛИЦА" . Несколько слов об этом пароходе.
Это был буксирный пароход постройки 1928 года мощностью 450 лошадиных сил. Две паровые машины по 225 л.с. Работал он на Онежском озере. Экипаж возглавлял капитан Алексей Николаевич ЕГОРОВ, механиком был Сергей ШЛИПАКОВ.
Экипаж в сравнении с сегодняшним днем был большой- кроме капитана, механика, их помощников, было еще 8 кочегаров, 3 масленщика, 6 матросов, 3 рулевых, радист, кок и уборщица ( была в штате и такая единица ). Такой большой экипаж, а кают было всего семь. Отдельно жили только капитан и старший механик. Ни о какой кают-компании и речи не могло быть. Можно представить, какой был комфорт. Кроме путевого и главного компасов, никаких штурманских и навигационных приборов не было.
Но несмотря ни на что, мы с радостью ждали открытия навигации и выхода в первый рейс. Своими силами сделали штурманский стол в рулевой рубке для карт и ведения прокладки. Кстати, в рулевой рубке находилась и рулевая паровая машина, которая постоянно стучала и испускала масляные пары. Много было потом рейсов в озере и в море, но первый рейс с самостоятельной вахтой запомнился на всю жизнь.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:Расскажите, пожалуйста о нем.

Л.А. ПОПОВ:Это было в начале июня 1956 года. Вышли мы из Петрозаводска в балласте на Уницу за плотами, чтобы доставить их в Петрозаводск для домостроительного комбината. Из судоводителей нас было двое: капитан и я -второй штурман. Старшего штурмана не было, да и вообще на буксирах в то время старались работать в две смены.
До Ивановского маяка капитан сам стоял на мостике, а как повернули в Большое Онего, капитан пошел, якобы, отдыхать, сказав мне, чтобы дальше я сам управлял судном и предупредил его перед входом в Уницкую губу, где был особенно сложный фарватер. Правда, опыт работы в Онежском озере, хотя и небольшой, но у меня был. В 1953 году я проходил производственную практику на штатной должности рулевого на теплоходе "ГЛАЗУНОВ" ( капитан Яков Васильевич ПЕТРОВ ), а в 1954 году опять же рулевым был на пароходе "КАМЕНКА" ( капитан Александр Николаевич ПОЛОВИНКИН ). Подписывая мне отчет о производственной практике, капитан А.Н. ПОЛОВИНКИН и старший помощник Александр Андреевич ДЮЖИЛОВ сделали заключение, что я могу исполнять обязанности второго штурмана на озерной группе судов. Капитан наш об этом знал.
Я, конечно, был очень счастлив, рад, что мне, молодому штурману доверили самостоятельно вести судно. определив неоднократно место буксира, я гордо прохаживался по мостику. Но, оказывается, капитан по-своему "отдыхал".
Зайдя в рубку, он спросил: "Штурман, а ну-ка покажи место на карте, где мы идем." Посмотрел, улыбнулся и с усмешкой проговорил: "Ошибся ты, штурман"..
Меня как холодной водой окатили. Как так ? Старлся, как мог, и вот...Быстро вбежал на верхний мостик, взял три пеленга, проложил их на карте и опять определил место судна на моем курсе. Говорю капитану: "Алексей Николаевич, место верно на карте." Он бегло посмотрел мои вычисления, улыбнулся и сказал подошедшему старшему механику: посмотри, мол, какой у нас грамотный штурман, до десятых долей считает поправку компаса.
Как потом выяснилось, капитан брал поправку компаса округленно, не взирая на таблицу девиации, годовое изменение склонения..
Здесь я понял, что, хотя капитан и оставил меня одного на мостике, сам внимательно следил за моей работой.


А.Г.КЯБЕЛЕВ:А дальше что было ?

Л.А. ПОПОВ:Дошли мы до Униц. Взяли на гак два плота и обратно в Петрозаводск. Уницкой губой опять капитан сам управлял судном, а я присматривался. Прошли губу, вышли в Большое Онего. Капитан снова оставил меня на мостике, а сам спустился вниз. Через некоторое время погода ухудшилась, накрыл нас туман. Как я уже говорил, кроме компаса, на судне приборов не было, а счисление пути вести необходимо. Вот тут я и вспомнил наставление наших преподавателей в училище, как ходить в тумане. На фальшборте сделал две засечки в носовой и кормовой частях, измерил расстояние между ними. Выбросил с носа полено и с секундомером - на палубу. Измерив время от одной засечки на фальшборте до другой и зная расстояние между ними, определил скорость парохода. И так несколько раз.
Занятый этими нехитрыми определениями, я не замечал, что за мной наблюдают члены экипажа, недоумевая, что это я бегаю взад-вперед.
Вышел капитан на мостик, посмотрел мои определения, хмыкнул, но ничего не сказал. Так и дошли мы до Петрозаводска. А в Петрозаводске поставили плоты, пошли бункероваться. Надо было уголь брать на Лой-острове. Сейчас это покажется странным, но тогда это было будничным делом. Весь экипаж, кроме капитана, кока и уборщицы, не взирая на должности, тачками и лопатами вручную грузили в бункера 30 - 40 тонн угля. Работа была не из легких, а в рейсе матросы в три перекидки подавали уголь к окнам в кочегарке. А когда чистили топки вручную, бочками поднимали шлак из кочегарки. Часто матросам помогали другие члены экипажа. Кстати, в середине навигации к нам пришел старшим штурманом Юрий Андреевич АНТОНОВ, так он не только шкивал уголь и поднимал шлак, но и помогал шуровать кочегарам, чтобы держать пар на марке. Вот так мы, молодые штурманы, начинали работать в пароходстве.




ДЕЛАЙ, КАК Я, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ МЕНЯ.


И.А.АЛЕКСАНДРОВ:Я бы хотел дополнить Леонида Александровича и продолжить тему, которую он поднял.
Сравнивая нынешнее негативное отношение к социалистическому соревнованию, в том числе в период 50-х годов, приходишь к выводу, что в любом случае каждый вид соревнования - это всегда движение к лучшему, к прогрессу, и, в конечном итоге, оно направлено на улучшение трудовых показателей. Конечно, в 70-80 -е годы мы перестарались и слишком заполитизировали это движение, превратили его в атрибут строгого обязательства коммунистической морали.
Работая первую в своей жизни навигацию в 1955 году на пароходе "ИЖОРЕЦ - 20" знал: наша задача была четкой и понятной- выполнить досрочно план как месячный, так и навигационный, сэкономить топливо и горюче-смазочные материалы, обеспечить безаварийную работу парохода.
Суда в то время работали на угле и потому на бункеровку судна выходили по авралу, ибо уголек надо было бросать лопатой. Времени тогда не считали, иногда работать приходилось по 16-18 часов. И нерадивых вроде бы не было, все относились к труду добросовестно, не ворчали. Конечно, во многом это зависело от капитана. Мне повезло, я попал к хорошему капитану Петру Ефимовичу ТРИФОНОВУ - известному труженику на Беломорско-Балтийском канале.
Отношением к труду, к профессиональному росту я во многом обязан Петру Ефимовичу. На "ИЖОРЦАХ" не было третьих штурманов, а мы из училища пришли с дипломами третьего штурмана. Проработал я месяц на пароходе и капитан добился, чтобы меня продипломировали на второго штурмана, а к концу навигации я уже работал старшим помощником капитана. Большая нагрузка ложилась на капитана, который доверяя штурвал молодежи, сам постоянно следил за их работой и передавал свой богатый опыт. Ради материальной заинтересованности капитаны на канале старались работать с обработкой одного штурмана.
Беломорканал - один из сложных и трудных участков в пароходстве. И сейчас с удивлением вспоминаю свою первую навигацию: как капитану П.Е.ТРИФОНОВУ и мне, молодому судоводителю, удалось безаварийно закончить навигацию, да еще оказаться победителем социалистического соревнования и получить Почетную грамоту и премию от Министерства речного флота. Ясно, что сказались опыт Петра Ефимовича ТРИФОНОВА, его самоотдача и доверие к молодежи.
Все было подчинено одному: как можно меньше времени затратить на бункеровку, стоянку у причала, формирование состава и, естественно, сработать безаварийно.
В дальнейшем, работая с другими капитанами - А.И.МИРУТЕНКО, И.Я. МАЦЮТА, я понял, как много зависит от капитана.
Наше поколение выпускников Рижского, Ленинградского, Горьковского речных училищ воспиталось на хороших людях, патриотах Беломорско- Онежского пароходства. На нашей встрече сидят уже не молодые юноши, а убеленные сединой мужчины - опытные капитаны, механики, инженеры, прошедшие большой трудовой и жизненный путь в сорок с лишним лет. И приятно сознавать, что та молодежь, которая прибыла в пароходство в 1944 -1956 годах, не подвела и не подводила свой коллектив, не подведет и в дальнейшем, передавая свой опыт уже новому поколению молодых специалистов пароходства.



А.Г.КЯБЕЛЕВ:Вы прекрасно сказали, Игорь Александрович.


Р.Е.МИТРОФАНОВ:Внесу маленькое, но, на мой взгляд, существенное дополнение. На флоте в качестве рядового состава: машинистов, матросов, масленщиков и так далее - работало немало случайных людей, вербованных, бывших зэков, сезонников. Выполняемая ими и командным составом судна работа была грязная, трудная. Представьте бункеровку уголь, сажа, грязь. А общие кубрики, неважное питание.
Но люди работали, словно одержимые. Да этим людям памятники надо ставить, что страну не только отстояли в войне, но и подняли ее из руин, детей воспитали, достойных великих свершений.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2733
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta Сегодня, 02:15


ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ПАРОХОДСТВА 5 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА.


Изображение


МОРЕ БЕЛОЕ - НАША КОЛЫБЕЛЬ.

В.Н.ВАСИЛЬЕВ:В сентябре 1954 года в составе выпускников штурманского отделения я прибыл в Петрозаводск для работы на судах БОП-ва. Первыми, с кем нам пришлось познакомиться, были работники отдела кадров - Ольга Алексеевна ЛУКИЧЕВА и Иван Григорьевич ЕКИМОВ. Они тепло встретили нас, объяснили все интересующие нас вопросы.
Свою работу я начал вторым помощником капитана на грузопассажирском пароходе "ВЕРЕСАЕВ". Капитаном был Федор Васильевич МАНАСЕЕВ, старшим помощником - ВЛАДИМИР Андреевич ЯКОЕВ. Они оказали мне большую помощь в закреплении теоретических знаний на практике.
Основной флот пароходства состоял из буксиров, которые работали на угле и дровах. Это ограничивало район плавания наших судов. В конце 1950-х годов суда пароходства были переведены на жидкое топливо. Это значительно улучшило условия работы. Началась замена первых паровых машин дизельными установками. Все это дало возможность расширить район плавания.
В 1963 году впервые были совершены прямые рейсы буксиров с гружеными лихтерами на линии Повенец - Ленинград. Все это требовало постоянно повышать свой уровень знаний, изучать новые районы плавания.
На всех судах начали устанавливать самые современные средства радиосвязи и радионавигации. Совершенствовалась штурманская культура судовождения. В эти же годы появились самоходные грузовые теплоходы финской и отечественной постройки типа "БЕЛОМОРСКИЙ" и "ОНЕЖСКИЙ". Для выхода в морские районы плавания Белого и Балтийского морей потребовалось иметь дипломы штурманов малого плавания.
Экипажи судов Беломорского морского порта были одними из первых, кто имел морские дипломы и первыми вышли на Балтику.
Зимой были организованы курсы при Ленинградском институте водного транспорта. После окончания курсов мы получили дипломы штурманов малого плавания и возможность работы на судах, выходящих в море.
В дальнейшем - опять учеба при Ленинградском мореходном училище, где более серьезно изучались морские дисциплины: морское право, радионавигация, английский язык. Все это пригодилось в дальнейшем и, как результат, первый экспериментальный рейс теплохода "БЕЛОМОРСКИЙ-14" с пиломатериалами в финский порт Котка.



ПРОЛОЖИЛИ КУРС НА КОТКУ. И ДАЛЬШЕ НА ЗАПАД...


О.А.СЕРГЕЕНКОВ: В 1960-е годы развитие народного хозяйства на Северо-Западе страны, и в частности, в Карелии, потребовало интенсификации грузоперевозок по водным путям. По Беломорско-Балтийскому каналу на север страны устремился поток строительных материалов, соли, угля. На юг наращивался объем перевозимой руды, леса, пиломатериалов и минеральных удобрений.
Стало ясно, что несамоходные лихтеры и буксиры с этим делом не справятся. Ветераны - водники помнят, что лихтеры, каюки, плоты леса приходилось буксировать, передавая их с одного участка водного пути на другой. Так, на линии Архангельск - Калининград приходилось буксировать лихтеры из Архангельска до Беломорска Белым морем. Из Беломорска их буксировали по ББК в Повенец буксиры типа "ИЖОРЕЦ". Затем из Повенца до Вознесенья буксиры типа "ОНЕГА", "ВЛАДИВОСТОК". Из Вознесенья до Ленинграда лихтеры буксировались уже Северо-Западным пароходством. В порт Калининград лихтеры доставлялись буксирами Западного пароходства по Балтийскому морю.
Большие простои, масса времени уходила на перевалку грузов в порту Ленинград для дальнейшей транспортировки в другие порты стран Балтики.
В это время впервые стали задумываться о бесперевалочных перевозках грузов по рекам, каналам, озерам и морям в нашем пароходстве. Новое дело потребовало людей энергичных, способных трудиться творчески. К руководству пароходством пришел энергичный, волевой специалист В.Л.УСПЕНСКИЙ со своими заместителями Е.О. ВАСИЛЬЕВЫМ, И.А. ОГИБИНЫМ, главным инженером В.Н.НАРИНЫМ.
Начали поступать в пароходство суда типа "БЕЛОМОРСКИЙ", затем типа " БАЛТИЙСКИЙ", которые имели большую грузоподъемность и были надежными как в море, так и на каналах и реках. Оснащение флота этими судами произвело кадровый и технический переворот в пароходстве. Речной флот выходил в море, а специалистов, знающих морское судовождение, почти не было. Поэтому, капитаном-наставником П.А. СТРЕЛКОВЫМ ( впоследствии - начальник службы безопасности мореплавания /судовождения пароходства )и начальником отдела кадров Ю.Д. ЮДИНЫМ была проделана большая работа по подготовке и переподготовке кадров для работы на этих новых судах в условиях смешанного река-море плавания.
Костяком этих кадров были выпускники Рижского и Ленинградского речных училищ, которые в возрасте 25 - 30 лет уже имели опыт работы в речных условиях в должностях капитанов, старших помощников и старших механиков.
По мере пополнения флота, начиная с 1961 года, судами типа "ОНЕЖСКИЙ", "БЕЛОМОРСКИЙ" и "БАЛТИЙСКИЙ" стали командовать специалисты высокого класса: капитаны К.Г. ПРОККУЕВ, Л.Л. ХОТЬКИН, В.А. КОНКИН, В.В. ЮШЕЕВ, А.И. ЛАВРУХИН, Н.Н. БЕЛЯЕВ, Н.П. КЛИНОВ, Л.А. ПОПОВ, Г.Н. ГОЛУБЕВ , Ф.Ф. СМИРНОВ, Д.А. КАЗУСЬ, А.Ф. ИВАНОВ, Н.Н. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Ю.А. АНТОНОВ, Л.Ф. ИГНАТОВ и др.
Была организована служба безопасности мореплавания и штурманского обеспечения, которую возглавил капитан дальнего плавания П.А. СТРЕЛКОВ. Благодаря ему наши суда стали появляться в портах Балтийского, Каспийского, Черного и Средиземного морей.
В октябре 1963 года экипаж теплохода "БЕЛОМОРСКИЙ -14", возглавляемый Ю.А.АНТОНОВЫМ, вышел в первый загранрейс.
С введением в строй Волго-Балтийского канала появились новые транспортные линии. В 1965 году теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -34" под командованием К.Г. ПРОККУЕВА впервые в истории судоходства нашей страны без перевалки груза из Архангельска доставил его в Грецию, в порт Пирей. С 1968 года пароходство начало осуществлять перевозку грузов между портами Западной Европы и Северным Ираном.
Сегодня наше пароходство -это высококвалифицированный транспортный механизм, способный решать вопросы по перевозке грузов из любых внутренних портов Европы и России в морские порты Европы, Африки и Скандинавии. Работа эта тяжелая, отнимает много сил, энергии, здоровья.
Многие капитаны и старшие механики пароходства награждены медалями и орденами, некоторые ушли в мир иной, на пенсию, но сорок с лишним лет нашей работы в Беломорско-Онежском пароходстве не прошли даром ни для кого, кто был связан с деятельностью пароходства в системе плавания и работы река-море.



НА СМЕНУ КОЛЁСНЫМ - КРЫЛАТЫЙ ФЛОТ.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2733
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Пред.

Вернуться в Море, Океан, Человек

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron