Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Буксирный пароход проекта 733 "СЕРГЕЙ ЛАЗО" был построен в Лименде в 1952 году. Работал в Северном речном пароходстве на реке Вычегде до 1974 года как плотовод.

ИЗ ОТЧЕТА В-УРУ ЗА 1952-1953 УЧЕБНЫЙ ГОД. КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ.

"Преподавание по всем предметам проводилось в полном соответствии с существующими программами по каждому предмету, в тесной увязке с современностью", - говорится в отчете.
Построение урока - по схеме предыдущих лет. Так же проверяется методика преподавания. Посещений уроков руководством училища было за учебный год 148. После каждого посещения - беседа с преподавателем, чей урок посещался. Проведено 8 открытых уроков за учебный год. Опрос курсантов проводился как и в предыдущие годы.
В приложении к отчету дана краткая характеристика каждого преподавателя.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМИССИИ.

Методическая работа, проводимая в течение 1952-1953 учебного года строилась по плану, утвержденному Педсоветом. План построен по типовой схеме, используемой и в предыдущие годы. Включены вопросы успеваемости, дисциплины, рассматривались вопросы поведения курсантов - нарушителей дисциплины. Разбор-анализ посещенных администрацией уроков. В конце года рассмотрение итоговых вопросов.
Методические комиссии в течение года рассмотрели 21 пункт плана методической работы: рабочие планы преподавателей, о лексике русского языка, ряд вопросов о текущей политике, методические письма УУЗ-а, обсуждались открытые уроки и проект новой программы по курсу "Обстановка и судовождение", успеваемость курсантов, взаимопосещаемость уроков преподавателями, о курсовых проектах и их выполнении, итоги учебно-производственной практики и другие вопросы.


ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ.

Учебно-производственная практика курсантов проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Организация практики начинается с заключения договоров с хозорганами.
Структура производственной практики, ее организации, сохранена по аналогии с предыдущим годом.
Курсанты первых курсов штурманской специальности учебно-производственную практику проходили на учебно-производственных судах с постоянными руководителями - преподавателями специальных предметов: НУТРИХИНЫМ Н.И., БЕЛЬКИНД, КОЛПАКОВЫМ, ШЕМЯКИНЫМ и ИСУПОВЫМ.
Курсанты 2-х и 3-х курсов всех специальностей проходили индивидуальную практику и со стороны училища обслуживались периодическими выездами преподавателей-специалистов в соответствии со сроками, предусмотренными графиками выезда преподавателей с целью обеспечения руководства и инспектирования производственной практики курсантов.


Результаты практики за 1952 год:

Сдавших техминимум по всем видам практики: количество документов - 374. Оценок практики: "5" - 144, "4" - 165, "3" - 65.
Выполнено отчетов по различным видам практики: количество документов - 374. Оценок практики: "5" -74, "4" - 214, "3" - 86.
Предоставлено производственных отзывов: количество документов - 374. Оценок практики: "5" - 184, "4" - 167, "3" - 23.


Практика в навигацию 1952 года прошла вполне удовлетворительно. Курсанты усвоили практический материал, предусмотренный программой практики.
Некоторые из них ответственно занимали должности штурвальных, помощников диспетчеров, техников и третьих штурманов.
Отношение их к производственной работе характеризуется хорошими характеристиками, отличными и хорошими отзывами с вынесением благодарности со стороны капитанов/ их помощников, начальников изыскательских партий, диспетчеров, командиров земснарядов, багермейстеров и помощников.
Недостатки практики 1952 года:
1. Крайне недостаточное общее руководство производственной практикой со стороны руководителей СУРПа и СБУПа.
2. Недостаточное снабжение учебно-производственных судов столовой и кухонной посудой, постельными принадлежностями, учебными материалами несмотря на ходатайство об этом и в управлении пароходства и в УУЗ Министерства и Главсеверофлота.
3. Неудовлетворительный подбор рядового состава на учебно-производственных судах, отрицательно влияющий на воспитание курсантов.
4. Некоторые капитаны использовали курсантов штурманской специальности в должности кочегаров и масленщиков.
5. На буксирных судах "НИКОЛАЙ ГАСТЕЛЛО" и "ПЛЕХАНОВ" курсанты штурманской специальности получили слабую подготовку по изучению спецлоции рек Северной Двины и Вычегды, потому что из 11 недель практики эти суда простояли в затоне 4 недели.
6. На объектах СБУПа было исключительно плохое снабжение продуктами питания и отсутствовало коллективное питание.
7. Очень плохое снабжение всех судов СУРПа и СБУПа газетами, журналами, литературой и вообще культурно-просветительным инвентарем.
8. Крайне недостаточная пропаганда научных, политических и технических лекций и докладов со стороны Политотдела СУРПа на объектах практики, в частности на пароходе "НАГОРНЫЙ" 65 человек команды, а за все лето не было ни одного лектора.


Листая периодику того времени.

Изображение

Вологодская областная газета "Красный Север" от 08 апреля 1951 года о начале навигации в Сухонском речном пароходстве.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Буксирный пароход проекта 733 "СТРОГАЛЬЩИК". Построен в 1955 году на Киевском ССЗ. Изначально до 1958 года работал в Московском речном пароходстве, пристань Рязань. С 1958 года по 1974 год - в Сухонском речном пароходстве. Списан и разобран в Вологде.

Из отчета В-УРУ за 1952-1953 учебный год. КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

По путейской специальности выполняются два курсовых проекта:
1. По выправлению рек.
2. По дноуглублению.
Проекты актуальны и полностью приближены к практическим условиям . Они разрабатываются детально. Качество выполнения проектов хорошее.
На четвертом курсе эксплуатационной специальности выполняется курсовой проект по организации грузовых работ, целью которого является:
1. Дать практические навыки курсантам в разработке плана погрузки, выгрузки и обработки флота в порту.
2. Научить практически выбирать наиболее выгодные схемы и варианты работ по установленному грузообороту , правильно выбирать и расставлять механизмы, установить производительность и норму выработки.
3. Дать практические навыки в разработке плана работы механизмов, определить потребность количества рабочей силы для обеспечения нормального хода погрузочно-разгрузочного процесса.
Выполнение данного курсового проекта дает курсантам достаточный практический навык в самостоятельной разработке планов и других элементов в организации работы портов и пристаней.
Кроме того, курсовое проектирование углубляет теоретические знания курсантов.
На 4-х курсах штурманской специальности курсовой проект был на тему: "Организация буксирного воза, его проводка и анализ рейса".
Данный курсовой проект дал возможность курсантам теоретический материал применить на конкретных примерах и к конкретным судам, принес им большую пользу.


УСПЕВАЕМОСТЬ КУРСАНТОВ.

Учет успеваемости в училище велся по ранее разработанной схеме. Контролировали успеваемость начальники отделений. Обсуждение вопросов успеваемости проводилось на педсоветах и методическими комиссиями.

Экзаменационные итоги успеваемости.

ШТУРМАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
1. Группа 1 "А" - 31 курсант. Выдержали экзамены 28. Отличников - 2. Успевают на "4" и "5" - 5. Отличных оценок - 64. Хороших -116. Удовл. - 66. Неудовлетворительных - 3.
2. Группа 1 "Б" - 29 курсантов. Выдержали экзамены - 29. Отличников - 2. Успевают на "4" и "5" -2. Отличных оценок - 65. Хороших - 94. Удовл. - 73. Неудовл. -нет.
3. Группа 1 "В" - 28 курсантов. Выдержали экзамены - 24. Отличников - 2. Успевают на "4" и "5" - 4. Отличных оценок - 74. Хороших - 94. Удовл. - 51. Неудовл. -4.

4. Группа 2 "А" -29 курсантов. Выдержали экзамены - 27. Отличников - 2. Успевают на "4" и "5" - 5. Отличных оценок - 57. Хороших - 101. Удовл. - 38. Неудовл. - 2.
5. Группа 2 "Б" - 29 курсантов. Выдержали экзамены -29. Отличников -1. Успевают на "4" и "5" -6. Отличных оценок - 38. Хороших - 97. Удовл. - 66. Неудовл. - нет.
6. Группа 2 "В" -32 курсанта. Выдержали экзамены - 31. Отличников -3. Успевают на "4" и "5" - 9. Отличных оценок - 70. Хороших - 105. Удовл. - 48. Неудовл. -1.

7. Группа 3 "А" - 28 курсантов. Выдержали экзамены -28. Отличников -6. Успевают на "4" и "5" -8. Отличных оценок - 78. Хороших - 72. Удовл. - 18. Неудовл. - нет.
8. Группа 3 "Б" - 27 курсантов. Выдержали экзамены -24. Отличников - 4. Успевают на "4" и "5" - 4. Отличных оценок - 63. Хороших - 62. Удовл. - 34. Неудовл. - 3.
9. группа 3 "В" - 29 курсантов. Выдержали экзамены - 28. Отличников - 3. Успевают на "4" и "5" - 4. Отличных оценок - 51. Хороших - 75. Удовл. - 47. Неудовл. - 1.

ПУТЕЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
1. Группа 1 "П" -30 курсантов. Выдержали экзамены - 28. Отличников - 8. Успевают на "4" и "5" - 3. Отличных оценок - 83. Хороших - 108. Удовл. - 77. Неудовл. - 2.
2. Группа 2 "П" -30 курсантов. Выдержали экзамены -30. Отличников - нет. Успевают на "4" и "5" -8. Отличных оценок - 56. Хороших - 125. Удовл. - 59. неудовл. -нет.
3. Группа 3 "П" -32 курсанта. Выдержали экзамены - 31. Отличников - 1. Успевают на "4" и "5" - 13. Отличных оценок - 65. Хороших - 98. Удовл. - 60. Неудовл. -1.


Итоги экзаменов показывают, что в 12 учебных ( не выпускных) группах из 354 курсантов, державших экзамены, выдержали - 337, что составляет 95,2 % .
Из числа выдержавших отличников - 34 человека, или 9,65 %, отлично и хорошо выдержали экзамены 71 человек или 20 %.
Отличные и хорошие оценки на экзаменах от общего числа оценок составляют 74,5 %.


Как можно заметить, в училище больше нет специальности "Эксплуатация водного транспорта".


Листая периодику тех лет. "Красный Север" №95, май 1951 года.

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Буксирный пароход проекта 733 "КОНСТАНТИН ЗАСЛОНОВ" был построен в Лименде в 1953 году. Работал в Северном речном пароходстве до списания в 1974 году будучи приписан к Лимендскому ССРЗ. Снимок 1963 года. Северная Двина ниже Емецка.

Из отчета В-УРУ за 1952-1953 учебный год. ИТОГИ ГОДОВОЙ УСПЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ С УЧЕТОМ ПЕРЕВОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ.

ШТУРМАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

1. Группа 1 "А" - 31 курсант. Успевают - 28. 90,3 %.
2. Группа 1 "Б" - 29 курсантов. Успевают 29.100 %.
3. Группа 1 "В" - 28 курсантов. Успевают 24. 85,7 %.
4. Группа 2 "А" - 29 курсантов. Успевают 27. 93,3 %.
5. Группа 2 "Б" - 29 курсантов. Успевают 28. 96,5 %.
6. Группа 2 "В" - 32 курсанта. Успевают 31. 96,9 %.
7. Группа 3 "А" - 28 курсантов. Успевают 28.100 %.
8. Группа 3 "Б" - 27 курсантов. Успевают 27. 100 %.
9. Группа 3 "В" - 29 курсантов. Успевают 28. 96,4 %.
10.Группа 4 "А" -20 курсантов. Успевают 20. 100 %.
11.Группа 4 "Б" -27 курсантов. Успевают 27. 100 %.

ИТОГО: в 11 группах 309 курсантов. Успевают - 295. т.е. 95,5 %. Отличников - 14. Закончили на "4" и "5" - 34 курсанта. Не успевают - 14.


ПУТЕЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

1. Первый курс - 30 курсантов. Успевают 28. 93,3 %.
2. Второй курс - 30 курсантов. Успевают 30. 100 %.
3. Третий курс -32 курсанта. Успевают 31. 96,9 %.
4. Четвертый курс - 25 курсантов. Успевают 25. 100 %.

ИТОГО: В 4-х группах 117 курсантов. Успевают 114, т.е. 97,4 %. Отличников - 14. Закончили на "4" и "5" - 26 курсантов. Не успевают - 3.


ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Последний выпуск, 4 курс.

Одна выпускная группа 30 курсантов. Успевают - 30, т.е. 100 %. Отличников - 4. Закончили на "4" и "5" - 4 курсанта.


Всего в училище отлично и хорошо успевающих курсантов - 96 человек или 21 %.
Сравнивая итоговую успеваемость 1952-1953 учебного года с успеваемостью предыдущего учебного года имеем некоторое качественное улучшение на 1,5 %, но общая успеваемость снизилась на 0,7 %.


ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА. Обзор темы отчета.

Акцент здесь сделан на изучении материалов 19 съезда КПСС и речи Сталина. Важная роль отведена планированию.
Отмечается, что "Решающий момент идейно-политического воспитания - урок".
"Наиболее хорошо проводят уроки преподаватели Девятерикова Н.П., Панов С.Н.
Недостаточный идейный уровень у Головина П.С. и Шипицина И.З., Загородской В.В."
В расписание занятий включено изучение материалов 19 съезда КПСС -12 часов, изучение биографии Сталина и "Краткого курса истории КПСС" на 3-4 курсах.
Для работников училища организованы кружки истории КПСС.
С 01 января 1953 года 21 человек из преподавателей, командиров и офицерского состава изучали труд Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР".
Занятия в кружках - 2 часа в неделю.
Отмечены прочные знания у преподавателей Чербунина Н.А., Пестова В.С., Нутрихина Н.И., Быстровой Н.В.
Слабые знания у слушателей: Батакова М.Н., Михайловой, Тушина, Сухаревской.
Для курсантов 1 - 2 курсов проведен курс лекций по изучению биографий вождей, истории КПСС. Такие же занятия проводились и на отделении стажистов.

В рамках культурно-массовой работы читались лекции о культуре поведения, по истории литературы, истории комсомола, о развитии речного транспорта в пятой пятилетке.
Красный уголок постоянно обновлялся в плане наглядной агитации. Выписаны 12 экземпляров различных центральных, областных и местных газет. Курсанты и учащиеся отделения стажистов выписывают 100 номеров различных газет.
Работает свой радиоузел. Оформлено за учебный год 15 фотовитрин. Проведены 34 книжные выставки, 3 читательские конференции.
Выпускались училищная и ротные, групповые стенгазеты. Стенная печать - испытанное оружие борьбы за высокую успеваемость и дисциплину.
Так в течение учебного года выпущено 12 номеров общеучилищной газеты "За кадры", 20 номеров ротных газет, 100 номеров "Боевых листков" в группах.
21 - 30 декабря проведен смотр стенной печати. Лучшие газеты награждены призами.

В училище работали кружки: хоровой - 60 человек, драматический - 29 человек, художественного слова - 15 человек, бального танца - 150 человек, духовых инструментов - 18 человек участников.
Коллективы художественной самодеятельности выступали 23 раза. Проведены 3 культпохода на концерты приезжавших артистов.
Проведены экскурсии на предприятия города.
СПОРТИВНО- ОБОРОННАЯ РАБОТА:
В кружках ГСО участвовали 120 человек, были организованы 4 группы самозащиты, всего 120 человек.
Спортивные секции: лыжная - 60 участников, гимнастическая - 44 участника, тяжелой атлетики - 16 участников, волейбол - 50 участников, акробатика - 10 участников, шахматы - 65 участников, хоккей - 10 участников.

Проведено 20 соревнований. В период зимних каникул курсанты участвовали в областных спортивных соревнованиях.
Следует отметить, что стрелковая секция в течение года почти не работала. Не работала и шлюпочная секция, хотя имеется в наличие 2 шлюпки.
Отрицательно влияет на физкультурную работу отсутствие спортивного инвентаря.


Изображение

Пристань Шуйское на Сухоне. 1950-е годы.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

К сожалению, в архивах и на форумах речного флота нет фотографий всех паровых колесных буксиров, флота, где работали в 1950-х годах выпускники Велико-Устюгского речного училища. А пароходы проекта 733 составляли значительную часть буксирного флота Сухоны, Северной Двины, Вычегды и Печоры. Впрочем, для этой северной реки с 1935 года готовил командные кадры судоводителей и судомехаников Печорский речной техникум, который лишь в 1962 году был преобразован в речное училище. И в Лименде, пригороде Котласа тоже в 1935 году появился Лимендский речной техникум. Училищем он стал еще позже - в 1964 году.
На снимке - построенный в Лименде буксирный пароход проекта 733 "ЛИЗА ЧАЙКИНА". Буксир трудился на реке Печоре с 1951 по 1977 год. А всего в Лименде были построены 25 таких буксиров. Большинство их получили имена советских героев -комсомольцев, в том числе и участников известной в советское время организации "Молодая Гвардия", в период оккупации Донбасса нацистами, боровшейся с захватчиками. Поэтому на Северной Двине пароходы проекта 733 Лимендской постройки речники называли "молодогвардейцами". Буксиры отличались от тех, что строили в Киеве наличием проходов в обносах гребных колес. Киевские буксиры в большинстве своем сначала работали в Московском речном пароходстве и лишь в 1958 году были переданы в Вологду. И окрестили их сухонские речники "москвичами". Впрочем, в Великом Устюге молодые острые на язык члены экипажей бОльших по мощности и габаритам "генералов" окрестили пароходы проекта 733 "рахитами". И такое бывало.


Из отчета В-УРУ за 1952 - 1953 учебный год. РАБОТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

О работе комсомольской организации скажем кратко. Отчет по ее работе достаточно типовой и мало отличается от того, что мы читали в отчете за 1951-1952 учебный год. Однако. следует отметить, что с учетом 33-х комсомольцев отделения стажистов, численность комсомольской организации В-УРУ - 421 член ВЛКСМ против 385 в предыдущем году. Это 88 % от общего числа курсантов.
Общие принципы работы комсомольской организации: планирование, проведение собраний в первичных организациях, работа ротных бюро, заседания комитета ВЛКСМ и все , что предусмотрено уставом организации.
"Некоторые ротные и групповые комсомольские собрания проходят без достаточной критики и самокритики" ,-сказано в отчете и это почти стандартная фраза из всех отчетов о комсомольских собраниях.
Проводились семинары с комсомольским активом и здесь тоже об еще одной больной и неискоренимой проблеме - "недостаточности индивидуальной работы и недостаточно активной борьбе за успеваемость".
Профсоюзная организация училища насчитывала в текущем учебном году 350 учащихся. Организация имеет те же замечания и недоработки, что и комсомол училища.
Как положительный фактор отмечена работа 25 курсантов-агитаторов во время предвыборной кампании среди населения города.
Шефская работа оценивается положительно. Коллектив училища оказывал шефскую помощь воспитанникам детдома № 3. Организованы были и работали спортивные секции, проводились беседы и "громкие читки газет и журналов".
Оказывалась помощь подшефным колхозам "Тракторист" и "Строитель коммунизма" в заготовке силоса, уборке картофеля.
Работали курсанты на выгрузке муки на причалах, на благоустройстве города.
В подшефных колхозах проводились беседы, лекции, собрания.
Как недостатки в работе общественных организации отмечены следующие моменты:
1. Проводимые мероприятия не всегда достигали цело.
2. Не достигнута глубина индивидуальной работы.
3. Общественные организации не добились еще создания нужного общественного мнения вокруг любого нарушения дисциплины.
4. Стенная печать не всегда глубоко вскрывала и критиковала отдельных лиц, не всегда своевременно отражала злободневные моменты жизни училища.
5. Несмотря на проводимую политико-воспитательную работу, имели место случаи совершения аморальных поступков отдельными курсантами (Пятницкий, Ерпулев, Булатов ), за что они были отчислены из училища.
Проведение воспитательной, культурно-массовой работы затруднялось полным отсутствием помещений для общественных мероприятий, отсутствием спортивного зала, спортивного инвентаря и снарядов.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В отчете сказано, что "проделанная работа по специальной подготовке и физическому воспитанию изложены в специальном отчете". Вероятно отчет был засекречен и в свободном доступе отсутствует.

ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА.

За учебный год пропущено 26779 часов учебного времени, это 5,2 % против 5,5 % прошлого года.
Прогулов - 1353 часа. Причины: раздробленность интернатов ( общежитий ), следовательно большое количество постов вахтенной службы. Прогулы в основном это опоздания курсантов с летних и зимних каникул.
Более подробно о трудовой ( учебной ) дисциплине сказано в отчете по специальной подготовке.


МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КУРСАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

Портновская и сапожная мастерская при училище не имеет необходимого оборудования, один сапожник не справляется с текущим ремонтом обуви.
Питание в столовой училища 3-х разовое. Качество питания - удовлетворительное. Нормы меню не всегда обеспечиваются торговыми организациями.


ОСНОВНОЙ НЕДОСТАТОК, мешающий нормальной работе училища - недостаточный по площади учебный корпус.
В училище шесть общежитий, которые размещаются в радиусе 3 километров, это в значительной степени затрудняет работу с курсантами и контроль за ними.


ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

В училище имеется консультационный пункт Всесоюзного заочного Московского техникума.
За отчетный период проведено 121 час консультаций и 110 часов предэкзаменационных занятий. Принято вступительных экзаменов у 6 человек и переводных у 10 человек.
Вся работа консультационного пункта проводилась организованно и по расписанию. В нынешнем учебном году ее проведение будет затрудняться отсутствием помещения в учебном корпусе.




Изображение

Редкий снимок. 1954 год. Сборка водотрубного котла для пароходов проекта 733 на Киевском судостроительном заводе "Ленинская Кузница".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 фев 2020, 02:04, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение

Буксирный пароход проекта 733 "АЛЕКСАНДР КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ" был построен в Лименде в 1952 году. Работал в Северном речном пароходстве. Списан после завершения навигации 1971 года.

Из отчета В-УРУ за 1952-1953 учебный год. ОТДЕЛЕНИЕ СТАЖИСТОВ.

Отделение стажистов и школа багермейстеров занятия проводят в том же учебном корпусе, кабинетах и аудиториях, в которых занимается основное отделение.
Оборудованием, наглядными пособиями, учебниками, литературой отделение стажистов и школа могут пользоваться как и основное отделение.
Так же в их распоряжении библиотека и читальный кабинет.
Общежития для отделения стажистов и школы у училища не имеется. Все учащиеся, командированные на учебу, размещаются в частных квартирах ( в основном ) и часть учащихся живут в общежитиях пристани СУРПа и СБУПа.
Все учащиеся обеспечиваются вполне нормально топливом и постельными принадлежностями со стороны пристани СУРПа. Хуже в этом отношении обстоит с приезжими учащимися-багермейстерами других БУПов, которым Северный БУП отказывает в постельных принадлежностях и других коммунальных услугах.
Питаются учащиеся отделения стажистов в основном в столовой речного училища, для чего отведены специальные часы дня.

На отделении стажистов ведут занятия те же преподаватели, что и на основном отделении.


КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ СТАЖИСТОВ И ШКОЛЫ БАГЕРМЕЙСТЕРОВ К НАЧАЛУ 1952 - 1953 УЧЕБНОГО ГОДА.

Второй курс - 17 человек.
Третий курс - 13 человек.
Четвертый курс "А" - 22 человека.
Четвертый курс "Б" - 19 человек.
Пятый курс - 12 человек. ВСЕГО - 83 человека.

В школе багермейстеров - 3 группы с количеством учащихся: Первый курс - 17. Второй курс - 21. Третий курс - 17. ИТОГО : 55 человек.
Всего на отделении стажистов и школе БМ 8 групп с количеством учащихся 138 человек.
На первый курс школы багермейстеров принято 17 человек.


ОТСЕВ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ СТАЖИСТОВ.

Отсев учащихся отделения стажистов и школы багермейстеров за 1952-1953 учебный год:
Первые курсы - 1 учащийся. Коробейникова А.Н. -по болезни. Специальность - багермейстер.
Вторые курсы - 1 учащийся. Климов В.Е. - по болезни. Специальность - багермейстер.
Третьи курсы - нет.
Четвертые курсы - 1 учащийся. Рожин С.А. за самовольный пропуск занятий в количестве трех дней, нерадивое отношение к учебе.
Пятые курсы - нет.

ИТОГО: 3 учащихся.


УЧЕБНАЯ РАБОТА.

Учебная работа на отделении стажистов и школе БМ проходила по учебному плану УУЗа Министерства Морского и Речного флота и учебному плану училища.
Учебные занятия проводились во всех группах по учебному расписанию, которое было составлено совместно с расписанием основного отделения.
Выполнение учебного плана за 1952 - 1953 учебный год по отделению стажистов и школе БМ в целом несколько превышено ( в среднем 103 % ). Объяснение по перевыполнению не дается.


В таблице № 4 представляют интерес изучаемые предметы и плановое количество часов по каждому за учебный год:


1. История СССР - 220 часов. 2. История КПСС - 258 часов. 3. Русский язык - 356 часов. 4. Литература - 242 часа.
5. Арифметика - 340 часов. 6. Алгебра - 170 часов. 7. Геометрия - 32 часа. 8. Тригонометрия - 68 часов.
9. Физика - 290 часов. 10. Черчение и рисование - 166 часов. 11. Техническая механика - 254 часа. 12. Электротехника - 186 часов.
13. Судовая механика - 234 часа. 14. География СССР - 36 часов. 15. Общая лоция рек - 102 часа. 16. Внутренние водные пути - 188 часов.
17. Специальная лоция - 212 часов. 18. Судовождение - 236 часов. 19. Судовая речная практика - 204 часа. 20. Правила плавания и ПТЭ - 68 часов.
21. Грузовое дело - 84 часа. 22. Эксплуатация речного флота - 122 часа. 23. Судовая отчетность - 72 часа. 24. Речное право и КЭ - 86 часов.
25. Судовая гигиена 34 часа. 26. Навигация - 68 часов. 27. Судостроение - 298 часов. 28.Гидрология и гидрометеорология - 84 часа.
29. Геодезия и изыскания - 118 часов. 30. Дноуглубление - 68 часов. 31. Судовождение и правила плавания - 34 часа.

ИТОГО: 4928 часов.



Изображение

Изображение

Изображение



Изображение

Летняя Сухона. Междуречье.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 13 фев 2020, 02:53, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Буксирный пароход "ЯРОСЛАВЛЬ" проекта 733, построен в Лименде в 1953 году. Был приписан к Лимендскому ССРЗ и работал на реках Северная Двина и Вычегда до 1976 года. Фотографию прислал выпускник Велико-Устюгского речного училища В.А.КОТОВ, закончивший училище в 1962 году. Воспоминания Владимира Александровича КОТОВА будут опубликованы ниже.


Из отчета В-УРУ за 1952-1953 учебный год. СПИСОК ШТАТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.


Не будем полностью повторять список предыдущего учебного года, назовем лишь тех, кто прибыл в училище в качестве преподавателя и тех, кто по разным причинам выбыл из состава педагогов.

Начальник училища в 1952 -1953 году по-прежнему ЕСАКОВ Иван Федорович. Его заместитель тоже прежний - ВАСИЛЬЕВ Григорий Александрович.
Выбыли из состава преподавателей трое педагогов, ведущих курс специальных предметов, т.е. военно-морской подготовки.
1. ГРИЩЕНКО А.И.
2. ШИЛЬНИКОВСКИЙ А.Я.
3. ГОРЕЛЕНКОВ Д.Г.


В коллектив педагогов В-УРУ влились:

1. ФАРБЕР Юрий Михайлович - 1920 г.р. Еврей. Беспартийный. Закончил Тихоокеанское ВВМУ в 1950 году. Преподаватель специальных предметов (ВМП ). Годовая нагрузка - 500 часов. Педстаж - 12 лет. В училище с 1953 года. Стаж работы на ВТ - 15 лет. Предметы осваивает, методикой овладевает, в общественной работе участие принимает. Награды: медаль "За боевые заслуги", "За победу над Японией", "За победу над Германией", "30 лет Советским вооруженным силам".

2. ГУРЕВИЧ Моисей Григорьевич - 1911 г.р. Еврей. Член КПСС. Закончил Высшее ВМУ им. Фрунзе в 1938 году, Ленинград. Преподаватель спец. предметов. Нагрузка - 120 часов. Педстаж 12 лет. В В-УРУ с 1953 года. Стаж на ВТ с 1953 года. "Предметы осваивает. Методикой владеет, в общественной работе участие принимает".
Награды: Орден Красной Звезды, Медали: "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", " 30 лет Советским вооруженным силам".

3. СУРАНОВ Николай Александрович. 1917 г.р. Русский. Член КПСС. Образование - незаконченное высшее. Учится заочно в Вологодском педагогическом институте. Нагрузка: история -720 часов. Педстаж - 17 лет. Работает в В-УРУ с 1952 года. Стаж работы на ВТ -1 год. "Предмет знает, методикой владеет, в общественной жизни участвует. Награды: "За доблестный труд в Отечественной войне".

4. ТАЛАНОВ Михаил Иванович. 1899 г.р. Русский. Беспартийный. Образование высшее. Закончил ЛИИВТ в 1932 году. Преподаватель математики - нагрузка 868 часов и физики - 406 часов. Педстаж - 15 лет. Работает в В-УРУ с 1952 года. На водном транспорте с 1914 года. "Предметы осваивает, методикой владеет, в общественной жизни участие принимает". Наград не имеет.

5. БЕЛЬКИНД Моисей Григорьевич. 1926 г.р. Еврей. Беспартийный. Образование - среднее. Закончил В-Устюгский речной техникум в 1944 году. Преподает физику - 206 часов, такелажные работы - 120 часов. Педстаж - 2 года. На водном транспорте с 1944 года. "Предметы осваивает, методикой овладевает." Награды: медаль "За оборону Заполярья", "За победу над Германией", 30 лет Советским вооруженным силам".

6. СМИРНОВ Геннадий Григорьевич. 1928 г.р. Русский. Член ВЛКСМ. Образование - среднее. Закончил училище береговой обороны, гор. Выборг в 1947 году. Преподает специальные предметы. Годовая нагрузка - 272 часа. Педстаж - 6 лет. В В-УРУ с 1952 года. На водном транспорте два года. "Предмет осваивает, методикой овладевает, в общественной работе участвует". Награды: "За победу над Германией", "30 лет РККА".


Преподаватели-совместители В-УРУ в 1952 - 1953 учебном году.

1. ПЕТРОВСКИЙ Вадим Васильевич. 1914 г.р. Русский. Член КПСС. Образование -высшее. Инженер- гидротехник. Педстаж- 3 года. Семейное положение - на иждивении 6 человек. Преподает экономику речного транспорта. нагрузка - 312 часов. Основное место работы - Севрекпуть.

2. БУЛОЙЧИК Иван Константинович. 1905 г.р. Русский. Беспартийный. Образование - н/высшее. Преподаватель. Педстаж - 24 года. Семейное положение не указано. Преподает математику. Нагрузка - 136 часов. Основное место работы - Дорожный техникум.

3. НАКВАСИНА Маргарита Александровна. 1924 г.р. Русская. Беспартийная. Образование - высшее. Врач. Преподает судовую гигиену - 102 часа. Семейное положение -2 детей. Основное место работы - поликлиника водников.

4. ЯХЛАКОВ Виктор Александрович. 1902 г.р. Русский. Беспартийный. Образование - н/ высшее. Бухгалтер-ревизор. Педстажа нет. Семейное положение не указано. Преподает предметы: Учет, калькуляция, отчетность - 84 часа, Транспортная статистика - 116 часов, Транспортная бухгалтерия - 116 часов. Основное место работы - В-УРУ.

5. КРЯКОВ Григорий Михайлович. 1929 г.р. Русский. Член ВЛКСМ. Образование - высшее. Инженер-судомеханик. Педстажа нет. Семейное положение не указано. Преподает Судовую электротехнику на отделении стажистов, нагрузка - 186 часов. Основное место работы - В-УССРЗ, прораб по судоремонту.


Изображение

С 1941 по 1967 год в Северном речном пароходстве работал буксирный пароход "АКАДЕМИК ПАВЛОВ". Приписан буксир был к Велико-Устюгскому ССРЗ. Мощность паровой наклонной машины - 200 л.с. Других сведений об этом пароходе пока не найдено.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 фев 2020, 03:22, всего редактировалось 6 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Буксирный пароход "ПИЛОТ" проекта 733 был построен в Киеве в 1955 году. Работал в Сухонском речном пароходстве до 1978 года, после чего пароход списали.

О паровых буксирах 733 проекта на Сухоне, Северной Двине и Печоре.

Буксиры проекта 733, работавшие в Северном бассейне в 1950-1970-е годы, были более, чем в два раза слабее буксиров проекта 732. Двести лошадиных сил против 450-ти. Однако, эти буксиры были востребованы и на Вычегде и на Сухоне и на Печоре. Ветераны Сухонского пароходства рассказывали, что два "генерала" первоначально пришли работать в Вологду, но великоваты по габаритам были эти буксиры и на Сухоне и на Вологде-реке.
И количественно пароходов проекта 733 в Северном бассейне было значительно больше, чем "генералов". Только Лимендский ССРЗ построил с 1950 по 1954 год 25 "молодогвардейцев". Более 10 "москвичей" киевской постройки трудились в Сухонском пароходстве. Лимендские пароходы отличались внешне от тех, что строили в Киеве тем, что имели на обносах проходы, такие же, как у "генералов". Несколько пароходов лимендской постройки ушли работать на Печору, там было создано еще в 1932 году Печорское речное пароходство. В 1935 году открыли Печорский речной техникум. Долгие годы речной флот Печоры решал транспортные задачи в условиях Крайнего Севера. Развивался, пополнялся современными судами. Но настали иные времена. В декабре 2019 Печорское речное пароходство ликвидировано.

Буксиры проекта 733 в Вологду в большинстве своем пришли из Московского речного пароходства, поэтому и называли их сухонские речники "москвичами". Не станем перечислять все буксиры пр.733 Северного бассейна, но будем помнить, что на каждом из них трудились выпускники и практиканты В- УРУ.


Велико-Устюгское речное училище в 1950-1960-е годы.

В нашем распоряжении нет архивных документов о работе В-УРУ за 1954- 1969 годы. Имеющиеся папки обозначены 1970-м и более поздними годами. Но есть воспоминания выпускников 1950-1960-х годов, информация о предприятиях, где трудились речники, закончившие В-УРУ в эти годы, материалы из периодики того времени, рассказывающие о судьбах тех, кто получил профессию речника в старинном северном городе Великий Устюг.

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ САБУРОВ.

Изображение


Василий Александрович САБУРОВ - исконный северянин. Он родился в 1904 году в городе Котласе, как и Великий Устюг, городе речников и судостроителей. В 1917 году, 13 лет от роду, начал трудиться рабочим на речном транспорте. После окончания Велико-Устюгского речного техникума работал на командных должностях на судах Северного речного пароходства. Через несколько лет Василия Александровича избирают председателем Северного бассейнового комитета профсоюза рабочих водного транспорта.
В 1939 году В.А. САБУРОВ был назначен начальником Северного речного пароходства. С 1945 по 1946 годы являлся заместителем начальника Управления водных путей сообщения Центрального управления военных сообщений Красной Армии и Наркомата речного флота СССР в Германии.
С 1946 по 1958 годы работал начальником Камского, Волжского грузового, Куйбышевского линейного речных пароходств. С 1958 года и до ухода в 1960 году на пенсию по состоянию здоровья, он возглавлял Беломорско- Онежское пароходство в Петрозаводске.
В.А.САБУРОВ был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны первой и второй степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Скончался Василий Александрович САБУРОВ 18 февраля 1986 года.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Воспоминания БРИЛЛИАНТОВА Михаила Алексеевича. Поступил в училище в 1958г,окончил в 1962г т. к. у них уже не было военно -морской подготовки и они учились на год меньше. Это уточнение для того , чтобы было ясно почему он упоминает курсантов Булгакова, Шерстюка, Федоркова, Ларкина ,поскольку они поступили в 1957г.


К столетию Велико – Устюгского речного училища 1920-2020 г.г.

Изображение

БРИЛЛИАНТОВ (Новик) Михаил Алексеевич 1943 г.р.
1958 –1962 г.г. курсант судоводительского отделения гр. Ш-12 - 42 В-УРУ.


Поступлению в Велико-Устюгское речное училище способствовало проведенное на реке Москва г. Бронницы, детство и поступление в указанное училище в 1957 г. моего сводного родственника Федоркова Геннадия Валентиновича.

Я поступал в училище вместе с одноклассником Валерием Шелепушкиным. Для семиклассников, четырнадцатилетних мальчишек, этот самостоятельный поступок был серьезным испытанием, конкурс 6 человек на место, жесткая медицинская комиссия и строгие экзамены. Другу – однокласснику не повезло, не сдал русский, а я был зачислен на 1-й курс судоводительского отделения.

Первое взаимодействие с курсантами. Во время работы приемной комиссии в училище курсантов не было, все были на практике или в отпуске. В общежитие на ул. Шилова (3 рота) пришел курсант 2-го курса, построил 15-20 абитуриентов, привел их на стройку 2-х этажного дома и дал задание: «поднять шифер на чердак, исполнение доложить». Это был курсант Виктор Ларкин, лишенный отпуска на время выполнения строительных работ по внеочередным нарядам за нарушение дисциплины. Вечером этого дня, пароходом «ШЕГОВАРЫ», он отправился в отпуск, т.к. его рабочее задание было выполнено. 28 августа, следуя в училище, я встретил его на Ярославском вокзале г. Москвы в компании однокурсников возвращавшихся из отпуска в училище и мы весело обсудили находчивость Виктора.

1 сентября 1958г., получив звание курсантов и рабочую форму 2-го срока, весь новый курс судоводителей отправился на ознакомительную практику. Наша подгруппа (полувзвод) Ш-12, в составе 15 курсантов, проходила практику на колесном пароходе – плотоводе «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ».

Руководителем практики был ГРУЗДЕВ Валентин Александрович, студент Горьковского ИИВТ, окончивший с отличием училище в 1955 г. 2 штурманом п/х «А. Суворов» был его однокурсник МИЛЬКОВ Леонид Андрианович, который будучи вахтенным начальником проводил занятия с нами на мостике и палубе.

Груздев В.А., окончив ГИИВТ, работал на пассажирских судах ВОРП,а «А. Вышинский»,д/э «Советский Союз», «Эрнст Тельман», «Буревестник», «И.А. Крылов», заместителем директора и директором завода «имени 40-й годовщины Октября» - базового предприятия технической эксплуатации волжского пассажирского флота, начальником Управления пассажирских перевозок и заместителем начальника Технического управления Министерства речного флота РСФСР, главным инженером и техническим директором Московского речного пароходства.

Мильков Л.А. , после перехода на береговую партийную работу и службу в органах МВД, стал руководителем Вологодского УВД в звании генерал-майора.

Первые навыки и знания мы получили от этих старших товарищей и замечательных специалистов. Мы смогли оценить правильность своего выбора, приобрели первый опыт плавания, флотского порядка и дисциплины. Все же один курсант, В. Усов, подал рапорт на отчисление из училища, а на освободившееся место был зачислен Ключников Анатолий Афанасьевич ( был командиром нашего отделения, мы вместе проходили практику на т/х «Сазан» в Сыктывкаре, по окончанию училища был направлен в Беломорско-Онежское пароходства, где работал на судах смешанного плавания и в профтехучилище в пос.Пиндуши до своей кончины).

По прибытию в училище из 3-х групп курсантов 1-го курса судоводительского отделения были сформированы 3 взвода и 3 рота под командованием майора Обухова К. , участника войны, очень строгого, но справедливого офицера ( в дальнейшем уже подполковник Обухов К. , стал начальником ОРСО). Командирами отделений были назначены наши однокурсники, а командирами взводов и старшиной роты – курсанты 4-го курса. Классным руководителем нашей группы на все время учебы стал преподаватель электротехники Угрюмов Федор Ильич, добрейшей души человек, фронтовик, получивший в дальнейшем звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Бремя старосты нашей группы в течение всего срока обучения с достоинством и честью нес Дудник Владимир Александрович, до поступления в училище работавший боцманом на пароходе ходившим по р. Шексна. После окончания училища продолжил преподавательскую работу в нем и Казанском речном техникуме. В настоящее время живет в Санкт - Петербурге.

Наиболее значимые особенности и обстоятельства учебы:

- Очень внимательное и корректное отношение к курсантам со стороны командного, преподавательского и обслуживающего состава училища, многие из которых прошли войну. Как много позже объяснил начальник училища ЛАТЫНЦЕВ Симон Федорович , бывший в то время заместителем начальника училища: «Вы были дети войны, в большинстве безотцовщина» (курсанты с любовью называли его «Латыня»).

- Строгая воинская дисциплина, ставшая привычной в течении первых 1-2 месяцев, обеспечивалась неутомимой деятельностью командиров рот – кадровых офицеров (ст. лейтенант Толокнов, майор Платонов, капитан Бакута, майор Дремов и др), которые были с личным составом курсантов практически все время, за исключением занятий в учебном корпусе и ночного сна. Дисциплиной было пронизано все: перемещение курсантов, в составе отделение и более, только строем, на учебу, прием пищи, службу и самоподготовку, выполнение работ, спортивные и зрелищные мероприятия.
- высокий профессиональный уровень преподавательского состава позволял иметь высокий уровень успеваемости. Использовались «и кнут и пряник», за неисправленный «неуд.» увольнения в выходной день не полагалось.

Случаев отчисления из училища из-за не успеваемости не помню.

- Треть курсантов обучались на путейском отделении под руководством заместителя начальника училища, к.т.н. ПАНОВА С.Н. Курсанты - путейцы получали очень хорошее образование, которое позволяло успешно работать в гидрографии, эксплуатации и строительстве гидротехнических сооружений, эксплуатации и содержании водных путей, выпускники этого отделения успешно работают во многих речных бассейнах и других областях народного хозяйства.

- Многие стороны жизни и деятельности обеспечивались силами курсантов: уборка ротных помещений и территорий; создание совершенствование учебных объектов и пособий; участие в ремонте и строительстве служебных и жилых зданий и помещений училища (наш последний «объект» - фундамент правого крыла учебного корпуса); регулярная рабочая помощь подшефному колхозу «Показатель» с обратными поставками продовольствия для столовой (но картошку всегда в ручную чистил дежурный взвод до, а иногда и после отбоя); охрана и порядок объектов училища обеспечивалась дежурной службой, выполнялось патрулирование в городе. Курсанты поднимались
по тревоге для борьбы с пожарами и наводнениями.

- Спортом занималось большинство курсантов в различных видах и, как правило, на разрядном уровне.

В этом невозможно переоценить заслуги ст. преподавателя физкультуры Леонида Николаевича ТУШИНА, который один, выполняя большой объем учебной (обязательной) нагрузки, руководил с привлечением спортивного актива курсантов, работой всех спортивных секций. Спортивные команды училища лидировали в городе и не раз занимали призовые места на областных соревнованиях. Особое соперничество курсантов училища возникало со студентами автодорожного техникума (с выпускником указанного техникума тех лет Пешковым А.М., мне довелось встречаться в 90-х годах, когда он возглавлял департамент транспорта и связи правительства г. Москвы).

- Воспитательную и культурно-массовую работу в училище курировал заместитель начальника Леонид Николаевич ПОПОВ, окончивший В - Устюгский речной техникум в 1930-х годах (мои первые 2 наряда вне очереди были от него, за столкновение моей головы с его животом в дверях клуба). Механик по образованию, человек высокой культуры и деликатности, он умело и эффективно организовывал и направлял работу общественных организаций училища, художественной самодеятельности, досуг и отдых курсантов. Музыкальный взвод – духовой оркестр, руководимый Закусовым , сопровождал и шествие строя курсантов и вечера отдыха, меняя свой состав каждые три года. Не отставали от веяний времени самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и другие жанры. Коллективы художественной самодеятельности были в каждой роте, они еженедельно, по очереди, проводили вечера отдыха курсантов и гостей училища, которые пользовались большой популярностью среди молодежи сорокатысячного города с семью средними специальными учебными заведениями.

- За время обучения количественный состав курсантов в группах – взводах сокращался не более, чем на 1-2 человека (в основном отчислялись нарушители дисциплины), т.е. выпускались из училища около 95% поступивших курсантов. Из числа выпускников нашей группы, красные дипломы получили четверо, т.е. 13%, не менее половины продолжили свое образование в различных высших учебных заведениях.

С большой теплотой и благодарностью вспоминаю начальника училища Сергея Николаевича ЛОБАНЦЕВА, который не только прекрасно руководил училищем, но и великолепно преподавал дисциплину «Двигатели внутреннего сгорания». В дальнейшем он внес большой вклад в работу речного транспорта страны руководя Управлением кадров и учебных заведений Министерства речного флота РСФСР.

Выпуск 1962 года составлял 180 специалистов, 120 судоводителей и 60 путейцев. Большая часть выпускников посвятило свою деятельность речному и морскому транспорту, стали опытными командирами, капитанами, руководителями предприятий и органов управления отрасли. Другая часть однокашников нашла свое место в других видах транспорта, науке, армии, юриспруденции, сферах государственного управления и др., достигнув значительных успехов на этом поприще.

Получив, по окончанию училища, направление в Московское речное пароходство, мы, Шерстюк В.М., В. Ларкин и я, поступили на работу на суда приписанные к Хлебниковской РЭБ флота.

В 1963 г. меня, по выбору капитана, направили на т/х «Валерий Чкалов» 3-м штурманом. Капитаном этого теплохода был широко известный на речном транспорте Андрей Афанасьевич ПЯТЛИН, уроженец д.Забелино, потомственный речник (отец капитан п/х «Могучий»), выпускник Велико-Устюгского речного техникума 1936г.
В 1934-36 г.г. работал капитаном п/х, п/х «Крылов» и «Чернышевский» на линии Архангельск – Москва. В 1937г. переведен в пароходство «Москва-Волга канал», с 1945г. капитан т/х «Иосиф Сталин», который в 1952г., с правительственной делегацией на борту, открывал Волго – Донской судоходный канал. Кавалер орденов Ленина и Красной звезды.
Таким образом мое судоводительское становление было продолжено под руководством замечательного капитана – выпускника родного училища, в чем я очень благодарен судьбе.

Многих однокашников связывают узы товарищества и дружбы. День окончания училища – 14 марта 1962г. для нас (Александрова Г.А., Бриллиантова М.А., Булгакова С.П. и Шерстюка В.М.) день особый, который мы ежегодно отмечаем. С большим волнением и радостью посещаем г. Великий Устюг и родное училище, где нас неизменно принимают с большой теплотой и вниманием. Благодаря этому мы знаем, как живет училище и в меру сил стараемся принять участие в этом.


В связи с приближающимся столетним юбилеем В-Устюгского речного училища хочется пожелать ему дальнейшего успешного развития, сохранения и приумножения славных традиций, здоровья и благополучия коллективу преподавателей и работников училища, курсантам и выпускникам.


Бриллиантов (Новик) М.А. курсант, штурман, капитан, начальник порта, доцент, преподаватель МГАВТ.

Изображение

Пассажирский пароход "ШЕГОВАРЫ" Северного речного пароходства, упоминаемый М.А. Бриллиантовым, работал на Сухоне, Северной Двине, Вычегде и Сысоле.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Учеба в Великоустюгском речном училище (1958-1962 гг) Леонид Сергеевич КОЗЛОВ.

Изображение

Идея поступить учиться в речное училище возникла у меня, когда был еще подростком. Бывая в городе Тотьме, я видел на реке Сухоне красивые белые пассажирские пароходы, низкие, широкие, коричневые с черными трубами буксиры и быстроходные сплавные катера.
Я написал в училище письмо с просьбой выслать правила приема. Ответ пришел быстро. Для поступления нужно было иметь хорошее здоровье, а также успешная сдача экзаменов по русскому языку, литературе и математике. Заявление о приеме написал летом и выслал необходимые документы.
Отец не верил в мое поступление. Когда пришел вызов, он сказал: «только зря деньги потратишь на поездку», но денег все-таки дал. Мама тоже не приняла всерьез мою затею, не верила в успех. Уходил я из дома ранним июльским утром. Отец уже был на работе, мама, накормив меня, сказала на прощание " с богом". С небольшим чемоданчиком, заполненным учебниками и одеждой, бойко пошел я к большой дороге, что находилась в 12 км от нашей деревни в надежде сесть на попутную машину и доехать до Тотьмы. По тропинке, ведущей к реке, я дошел до места, откуда скрывается из виду моя деревня и подумал, что будет стыдно, если не поступлю. Решил тогда, что возвращаться обратно не буду. Устроюсь куда-нибудь на работу.
Я позавидовал тогда Ляпидевскому А.В., герою Советского Союза, летчику, участвовавшему в спасении челюскинцев. На поданном им рапорте о приеме его в Военно-Воздушную Академию им. Жуковского, К.Е.Ворошилов, будучи наркомом обороны, наложил такую резолюцию: "Проверить знания тов. Ляпидевского, если не подготовлен - подготовить и принять". Но мне нужно было рассчитывать только на себя и удачу.
От Тотьмы добирался на ПТ (пассажирский теплоход) до Полдарсы, оттуда на грузовике до Великого Устюга. К Устюгу подъехал во второй половине дня, ближе к вечеру.
Высадили меня на другом берегу реки Сухоны в пос. Добрынино. Картина, которая открылась перед глазами, заворожила. Множество высоких, стройных храмов возвышались на противоположном крутом берегу, которые отражались на поверхности воды. Ансамбль набережной и гладь реки сливались в единое целое. Сам город не разочаровал, а еще более закрепил мое первое восхищенное впечатление. Улицы прямые, широкие, с множеством старинных бело - каменных особняков. В какой бы части города не находился, отовсюду видны луковки церквей и много зелени. Центральная улица города - Советский проспект выложена булыжником и упирается в большой парк. Назывался он тогда Парк культуры и отдыха.
В 1958 году конкурс при поступлении в Великоустюгское речное училище был 8 человек на место. После прохождения медицинской комиссии половина отсеялась. Вступительные экзамены сдал хорошо. Но прежде чем выдать документы о зачислении, нас, более взрослых парней направили на стройку. Училище строило двухэтажный жилой дом на переулке Шилова для преподавателей своими силами. Носили шлак на носилках для утепления полов и потолка. Работали более недели, разумеется, бесплатно.
Наконец - то долгожданная, бесценная справка о приеме в училище, заверенная круглой печатью и подписанная председателем приемной комиссии у меня в руках. Я тогда, мне кажется, не ходил, а летал.
Пока я работал на стройке, те небольшие деньги, которые еще оставались, имели свойство уменьшиться. Их только едва хватило доехать от Котласа до Вологды в общем железнодорожном вагоне. Купил банку консервов «Свекла для борща» и булочку на последнюю оставшуюся мелочь. Решил ехать до Тотьмы "зайцем". Легко прошел в общей массе пассажиров на судно и с хорошим настроением поплыл вниз по течению. Не доезжая 50 километров до конечного пункта, " нагрянул" контроль по проверке билетов. Проверку проводили с двух сторон, убежать невозможно. Нас "зайцев" собрали всех вместе, провели разъяснительную беседу, предложили купить билет. Когда очередь дошла до меня, я описал ситуацию. Показал справку о поступлении в училище и вахтенный начальник, усмехнувшись, сказал: "Пусть едет, он наш будущий работник».
Будучи первым помощником капитана и работая на пассажирском судне, я всегда относился к безбилетникам спокойно и не спешил высаживать их на первой же остановке, памятуя свое знакомство со службой контролеров.
Родное Пахтусово приняло мое поступление с ликованием. Если быть объективным, известие приняли спокойно, но душа моя ликовала, и мне казалось, что все радуются со мной. Мама, узнав о моем поступлении, опечалилась, она предполагала, что я уеду навсегда. Отец удивился моей удаче.

По приезду в училище, на первый курс судоводительского отделения, меня поместили жить в общежитие, расположенное в доме купца Захарова по ул. Шилова, 8.
Обмундировали в “б.у.”- бывшую в употреблении форму и отправили на групповую ознакомительную практику на Северную Двину. Нашу группу из 15 человек разместили на буксирном судне « МИХАИЛ КУТУЗОВ». Раньше мне неоднократно приходилось бывать на пассажирских пароходах, но чтобы жить на судне целый месяц – это впервые.
Впервые было все, что здесь окружало. Жить пришлось в небольшом кубрике на 4 человека, расположенном во внутреннем корпусе судна. По утрам выходили на зарядку, после завтрака – занятия по изучению основ судна и лоции, после обеда несли вахту с матросами, рулевыми, кочегарами, масленщиками. Точнее, присутствовали при них и оказывали помощь в выполнении простой физической работы.
Вся команда жила в корпусе судна. На палубе располагалась каюта капитана и механика, здесь же хозблок и камбуз; на верхней палубе - капитанская рубка. Судно имело длину, примерно 50 метров, в ширину около 15-16 метров. По тем временам это был современный буксирный пароход, работающий на каменном угле.
На судне для меня все было ново и необычно. Особенно поражала кочегарка. Два кочегара, голые по пояс, беспрестанно бросали в ненасытные топки уголь, в кочегарке стояла жара, как в преисподней. Измученные и потные, они выходили наверх. Обливались забортной водой и снова спускались в раскаленное пекло. Кочегарами могли работать только молодые и крепкие парни. В сутки они трудились по 6 часов, два раза по три часа.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 20 сен 2020, 23:35, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3379
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Учеба в Великоустюгском речном училище (1958-1962 гг) Леонид Сергеевич КОЗЛОВ.ЧАСТЬ 2.

Изображение

Раз в неделю забирали каменный уголь. По окончанию загрузки угля объявлялся аврал, и верхняя команда очищала судно от грязи и угольной пыли.
После кочегарки работа масленщика, следившего за паровой машиной, казалась раем. Там было тепло и уютно, приятно пахло парами машинного масла, и успокаивающе действовал монотонный звук работающей паровой машины.
Суда в то время не были оснащены навигационными приборами, радиолокатор эхолот появился позднее.
В штурманской рубке было штурвальное колесо и телеграф, связывающий с машинным отделением и приспособление для подачи звукового сигнала.
Нам, практикантам, была предоставлена возможность управлять судном. Было удивительно, что большой плавучий дом от легкого прикосновения к штурвальному колесу, менял направление движения. Возникала гордость за людей, создавших простую, на первый взгляд, но надежную машину в виде парохода. Буксир, на котором мы проходили практику, работал на Северной Двине, водил плоты к Архангельским лесозаводам и баржи с углем для города. Первый раз в Архангельском порту мы оказались поздним вечером. Поразило множество огней, исходящих от порта, города и судов. Я в то время не мог представить, как же вахтенный начальник выбирает нужное направление и ведет состав барж в этом множестве огней и большого количества судов, двигающихся во всех направлениях.


Руководитель практики Иван Симонович ГОРЯЧЕВСКИЙ был молодым мужчиной, лет тридцати, спортивного телосложения. В свое время он окончил наше речное училище, ходил на буксирных судах, поступил учиться заочно в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, и был приглашен на преподавательскую работу. По характеру - строгий, очень требовательный к курсантам. Нас, “салаг”, не щадил. Гонял, как “вшивых по бане“, требовал, чтобы все, чему он нас учил, знали назубок, как таблицу умножения. Он и сам себя не берег, мало спал, свободное время посвящал совершенствованию уровня знаний. Как-то мой товарищ Мраков Владимир сказал ему: “Вы очень мало спите, Иван Симонович”. На это он с пафосом ответил, что человек не должен много времени уделять сну и привел пример: “Наполеон, император, считал, что для него достаточно сна 4 часов в сутки;
l для солдата - 5;
l для старика - 6;
l для женщин - 7;
l для ребенка - 8;
l для больного человека более 8 часов”
Не буду спорить с И.С.Горячевским, тем более с Наполеоном.

Года три назад, будучи в Череповце, мы с женой решили навестить Горячевских, в настоящее время они проживают там. Раньше, в Великом Устюге, мы дружили семьями. Встретили они нас радушно. Ивану Симоновичу и Валентине Сергеевне было уже за 70 лет, выглядели они соответственно возрасту. Здесь полностью подходит мнение Ильи Обломова, что если тебе 60, ты и должен выглядеть на 60, а не на 30.
Мы пили чай, вспоминали безвозвратно ушедшие годы, а с ними и события, проходившие в то время. Расставшись с Иваном Симоновичем, я глубже осмыслил слова историка Д.А.Волкогонова, автора книги “Семь вождей”: “Человеческая жизнь сгорает быстро, как северное лето. Она, пожалуй, схожа и с костром: искры, легкие веселые язычки огня, сильное пламя, спокойный жар, слабое мерцание, тлеющие угли, холодный пепел”…
Месячная групповая практика не прошла бесследно для каждого из нас. Мы почувствовали, что работа на флоте это не только романтика, но тяжкий, изнурительный повседневный труд, требующий знания техники, спецлоции, умения строить отношения с людьми.
По прибытию в Великий Устюг нам выдали новое обмундирование и полностью вовлекли в учебный процесс. Жизнь в училище шла по установленному распорядку, который практически не менялся все 4 года. В 7 часов подъем, затем зарядка, завтрак, с 9 до 14 часов занятия, обед, самоподготовка, ужин, свободное время. В 22.30 прогулка строем перед сном, отбой в 23 часа, выходной день - воскресение. В субботу и воскресение в училище проходили вечера отдыха.
На первых двух курсах изучали, в основном, общеобразовательные предметы за среднюю школу, исключением были электротехника, техмеханика и черчение. Учиться был интересно, по сравнению со школой, мне в училище нравилось все. Преподаватели, командир роты относились к нам, курсантам, с уважением, постоянно подчеркивая, что мы уже взрослые и будущие командиры речного флота. Первые полгода я скучал по дому, а потом училище стало для меня вторым домом.
Заметным событием в жизни училища был приезд Министра речного Флота РСФСР Зосимы Александровича ШАШКОВА, выпускника нашего училища. В 1959 году устюжане выдвинули его кандидатом в депутаты в Верховный Совет РСФСР по Великоустюгскому избирательному округу. Проводя избирательную компанию, он встречался с курсантами и преподавателями. Это был высокий, плотный мужчина, живо интересовавшийся жизнью училища. На нас, курсантов, смотрел добрым отеческим взглядом. Постоянное подчеркивание со стороны преподавателей, что З.А.Шашков выпускник училища, создавалось обманчивое впечатление, что если ты окончишь училище, тоже станешь министром, что жизнь во власти прекрасна и безоблачна, без “шипов“ и “колючек“.
Здесь уместно вспомнить слова поэта Андрея Дементьева:

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство
Не жалейте, что Вам не досталось их бед “
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 фев 2020, 03:45, всего редактировалось 2 раза.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей