Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

ВЫПУСКНИКИ ВЕЛИКО-УСТЮГСКОГО РЕЧНОГО ТЕХНИКУМА 1920-х годов. МОДАНОВ Зосима Константинович.

Родился 26 марта 1905 г. в деревне Уткино Метлинской волости Сольвычегодского уезда ныне Архангельской области. После окончания школы в 1918 г. поступил разнорабочим в затон Тулубьево. После Гражданской войны стал работать курьером при Сольвычегодском казначействе, а затем возглавил политпросвет Андреевского волисполкома. В 1922 г. поступил в водный техникум в Великом Устюге. По окончании техникума с 1926 г. ходил штурвальным на пароходе "ЛОМОНОСОВ" и штурманом на самом комфортабельном по тем временам пароходе "Н.В. ГОГОЛЬ".

В 1928 г. стал уполномоченным Северо-Двинского продрайкомвода по Котласской пристани. В 1929 г. Северо-Двинский окружком партии направил его на Лимендский завод секретарем парторганизации. Затем был секретарем-организатором и замначальника Вологодского райуправления, заведующим орготделом и вторым секретарем Сокольского райкома партии. В 1936 г. был назначен председателем Приозерного райисполкома Архангельской области. В феврале 1938 г. вернулся на речной транспорт, работал старшим инженером по обстановке и дноочищению Северного БУП. А в 1940 г. после окончания Ленинградской академии водного транспорта возглавил Вологодский и Котласский техучасток речных путей.

В сентябре 1944 г. З. К. МОДАНОВ назначен вторым секретарем Котласского горкома КПСС. В мае 1945 г. Архангельский обком партии назначил его начальником Северного речного пароходства, где он и трудился до июня 1962 г. При нем Северное речное пароходство стало передовым предприятием транспорта. Избирался депутатом Архангельского областного и городского Советов депутатов трудящихся. В 1962-1967 гг. - заведующий внештатным отделом промышленности и транспорта Архангельского облисполкома. С 1967 г. на пенсии.

Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (в т.ч. 1949), орденом Красной Звезды (1944), медалями. В 1948 г. ему было присвоено звание генерал-директора речного флота III ранга.

Скончался 29 августа 1974 г. Похоронен в Архангельске на Ильинском кладбище.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

ВЫПУСКНИК ВЕЛИКО-УСТЮГСКОГО РЕЧНОГО ТЕХНИКУМА 1920-х годов Евгений Иванович ЮХНИН.

Изображение


Евге́ний Иванович ЮХНИН (19 февраля 1912, Спаспоруб, Вологодская губерния — 7 марта 1999, Санкт-Петербург) — советский конструктор-кораблестроитель, главный конструктор и начальник ЦКБ-5. Герой Социалистического Труда (1983).
Родился 19 февраля 1912 года в деревне Шиловской Усть-Сысольского уезда.
В 14-летнем возрасте стал работать юнгой, затем стал матросом, боцманом, 3-м помощником капитана. Одновременно обучался в речном техникуме в Великом Устюге. В 1936 году окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института.
Конструктор, начальник сектора, начальник отдела КБ завода им. Андре Марти. Становлению молодого инженера, занимавшегося проектированием торпедных катеров, способствовали встречи с академиком А. Н. Крыловым, профессором В. П. Костенко и другими видными инженерами-кораблестроителями.
Работая в Ленинграде в первые месяцы Великой Отечественной войны, участвовал совместно с П. Г. Котовым в сооружении из корабельных броневых плит оборонительного пояса вокруг осаждённого города.
В 1943 году Е. И. ЮХНИН был командирован в Тюмень, где возглавил конструкторское бюро на судостроительном заводе № 63/8 в посёлке Сосновка. Внёс большой вклад в организацию выпуска торпедных катеров и малых охотников силами специалистов, эвакуированных с катеростроительных заводов городов Ленинграда, Феодосии и Херсона (17-й цех завода им. А. Марти, завод № 5).
Начальник отдела и главный конструктор ЦКБ-19 (1944). В 1949 году возглавил специализированное конструкторское бюро по проектированию катеров дальнего действия (СКБ-5, с 1956 года — ЦКБ-5, с 1963 — ЦМКБ «Алмаз»). Начальник — главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» в 1952—1981 годах, одновременно — генеральный директор ПО «Алмаз» (1970—1974), в которое вошли ЦМКБ «Алмаз», завод № 5, Невский морской завод.
Под началом Е. И. ЮХНИНА в конце 1950-х годов создавались первые в мире ракетные катера проекта 183Р, в 1960—1970-х — ракетные катера проектов 205 и 205У, малые ракетные корабли типа «Овод» (проект 1234), скоростные патрульные катера и малые сторожевые корабли для морских пограничников, телеуправляемые катера специального назначения. Им был внесён также огромный вклад в создание скоростных ударных боевых катеров, кораблей и катеров на воздушной подушке и на автоматически управляемых подводных крыльях.
В середине 1970-х годов при активном участии Е. И. ЮХНИНА разработана и утверждена правительством система малых кораблей и морских частей пограничных войск. Её внедрение позволило систематизировать типы строящихся кораблей и катеров, существенно сократить сроки постройки и расходы на их создание и эксплуатацию. Одним из основополагающих кораблей этой системы стал ракетный катер третьего поколения «Молния», на базе которого построено более ста катеров различных модификаций и в две страны продана лицензия на их строительство.
Под руководством Е. И. ЮХНИНА были разработаны уникальные проекты кораблей, такие как ракетный корабль на автоматически управляемых крыльях «Ураган», ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч», самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке «Зубр».
В 1983 году Евгению Ивановичу ЮХНИНУ Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Умер в Санкт-Петербурге 7 марта 1999 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
В честь столетия со дня рождения Е. И. ЮХНИНА 15 ноября 2013 года установлена мемориальная доска на стене дома № 16Б по улице Академика Павлова.
Жена — Лидия Филипповна Нестерук (род. 1914), работала в системе морского флота.
Дети:
Евгений Евгеньевич Юхнин (1936—2001).
Владимир Евгеньевич Юхнин (род. 1937), главный конструктор (с 2004 года — генеральный конструктор) Северного проектно-конструкторского бюро.
Разработки:
Под руководством Е. И Юхнина проводились опытно-конструкторские работы по созданию принципиально нового класса кораблей — катеров-ракетоносцев, которые были завершены техническим проектом 183Э с двумя ракетами П-15 (с 1954 года). Первые в мире два экспериментальных ракетных катера проекта 183Э были доставлены на полигон в Черном море, произведен первый пуск ракет П-15 с катера проекта 183Э (1957). Комиссия Госприёмки приняла эти катера и рекомендовала их к серийной постройке.
Руководил разработкой первых в мире ракетных катеров проектов 183Э, 183Р, 205 со многими модификациями — всего построено более 600 таких катеров.
Инициатор проектирования и строительства на шести заводах ракетных катеров третьего поколения проекта 1241 «Молния» для ВМФ, морской пограничной охраны и на экспорт. Создание системы боевых катеров типа «Молния» было отмечено в 1998 году премией правительства Российской Федерации, лауреатами которой стали главный конструктор системы боевых катеров Е. И. Юхнин, начальник − генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» А. В. Шляхтенко, конструкторы В. Н. Устинов, Е. Ф. Волкович и В. И. Портных.
Награды.
Герой Социалистического Труда (1983).
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.
Ленинская премия (1962).
Государственная премия Российской Федерации (1997).
Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1998).


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


К 70-летию выпускника В-УРУ 1962 года Леонида Алексеевича ШИВДЯКОВА.

Изображение


Леонид Алексеевич ШИВДЯКОВ родился 21 мая 1944 года в деревне Опрятково Чарозерского сельсовета Кирилловского района Вологодской области. Его родители были участниками Великой Отечественной войны. Вернувшись к мирной жизни, отец Алексей Мефодьевич работал председателем Чарозерского райпотребсоюза, а мать Вера Яковлевна – учителем семилетней школы в Кузнецове. Эту же школу в 1958 году окончил и Леонид.
Он до сих пор с благодарностью вспоминает своих первых школьных учителей. После окончания Кузнецовской семилетней школы Леонид поступил в речное училище в Великом Устюге. С 1962 года стал работать вторым помощником капитана теплохода в Вологодском техучастке Северного бассейнового управления пути. Ходил по вологодским рекам на теплоходе «БАКЛЛАН» и служебном судне «БАЙДАК». В этом же году Леонид Алексеевич познакомился с будущей женой Эльвирой. 3 октября 1963 года у них родился сын Алексей, названный в честь дедушки.

Затем Леонид Алексеевич решил посвятить свою жизнь военной службе. В 1963 году он поступил в Ленинградское артиллерийское командное училище. В 1966 году, молодой лейтенант получил первое назначение и отправился в Германию, где проходил службу в группе советских войск в течение пяти лет. В 1971 году Леонид Алексеевич поступил в Военную артиллерийскую академию им. М.И. Калинина, после окончания, которой получил назначение в Прибалтийский военный округ, где служил в должностях начальника штаба полка, командира полка, начальника штаба артиллерийской дивизии. В 1984 году Леонида Алексеевича, как одного из лучших артиллеристов, направили на учебу в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил им. К.Е. Ворошилова. С 1986 года местом службы Л.А. ШИВДЯКОВА стал Дальневосточный военный округ.
В Вооруженных Силах Л.А. ШИВДЯКОВ прошел все командные должности: от командира взвода до командующего ракетных войск и артиллерии Дальневосточного военного округа, которые возглавлял на протяжении 15-ти лет – с 1986 по 2001 год. В 2001 году Л.А. ШИВДЯКОВ был назначен руководителем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, затем – Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Дальневосточному федеральному округу. Структура эта подчиняется напрямую Президенту РФ. В 2005 году Леонид Алексеевич был назван победителем в номинации "Руководитель года" в области информационной безопасности России. Через три года он стал лауреатом профессиональной премии Инфофорума в области информационной безопасности "Серебряный кинжал".

Генерал-лейтенант Л.А. ШИВДЯКОВ проводил испытания новых образцов ракетного и артиллерийского вооружения. Он автор научных трудов и учебных пособий по боевому применению ракетных войск и артиллерии в бою, боевой готовности войск, подготовки и реформированию войск округа, обороне морского побережья и отражению высадки десантов. Умение дальневосточных ракетчиков и артиллеристов по достоинству оценено многими. Среди тех, кому демонстрировались боевые стрельбы – Президент страны, министры обороны, военные начальники иностранных государств. За высокие личные показатели, за безупречную службу и заслуги в укреплении обороноспособности страны наш земляк награждён орденом Красной Звезды (1991), орденом «За военные заслуги» (1998), знаком отличия «За безупречную службу» (2004), орденом «Знак Почёта» (2008) и многими медалями. Все эти годы рядом с Леонидом Алексеевичем была его семья: супруга Эльвира, с которой они уже более полувека вместе, и сын. Алексей Леонидович пошел по стопам отца, закончил те же учебные заведения, и проходит службу в Вооруженных Силах России. Не забывает генерал и свою малую родину – Кирилловский район. Несколько раз Леонид Алексеевич посещал Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

В 2011 году он подарил музею целый комплекс интересных материалов, среди которых его монография "Основы защиты информации в органах государственного управления", изданная в Хабаровске в 2008-ом году, с дарственной надписью автора. Среди подарков много фотографий, некоторые личные вещи (китель, генеральские погоны, компас, настольные часы), многочисленные грамоты и документы, отражающие жизненный путь военачальника. Особое место занимает документальный фильм, подготовленный к 65-летию генерала. Передавая материалы, Леонид Алексеевич ШИВДЯКОВ высказал пожелание поддерживать добрые традиции и начинания в музеях, поскольку, как он отметил: "Дальним Востоком наша страна не заканчивается, она с него начинается!". Все переданные материалы используются в исследовательской, экспозиционной, просветительской деятельности и в патриотическом воспитании подрастающего поколения.


А.Н. Каликина, научный сотрудник музея.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Юрий Феодосьевич БОГАТЫРЕВ ( в центре ) на ПО "Север", Северодвинск.


ВЫПУСКНИК В-УРУ 1947 года БОГАТЫРЕВ Юрий Феодосьевич (1928-1993)
Инженер-кораблестроитель, главный инженер МП «Звездочка».
Ю. Ф. Богатырев продолжил трудовой путь своего отца Феодосия Семёновича, который ремонтировал суда, водил пароходы по Северной Двине.
Ю. Ф. Богатырев родился 13 мая 1928 года в Великом Устюге . Подростком в годы Великой Отечественной войны на речных судах перевозил оборонные грузы, раненых. В 1947 году окончил штурманское отделение Великоустюгского речного училища, в 1953 году - Ленинградский институт инженеров водного транспорта. После окончания института работал на заводе "Красная кузница", а в 1958 году направлен на МП "Звёздочка", где трудился почти 30 лет - начальником ПРБ, начальником монтажного цеха № 15, заместителем главного инженера, а с 1972 года заместителем директора, главным инженером. С 1964 по 1968 годы возглавлял партийную организацию. Неоднократно избирался членом горкома КПСС, депутатом городского совета.
За трудовые достижения награжден Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Октябрьской революции.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »


СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение


ВЫПУСКНИК В-УРУ 1955 года Александр Сергеевич КОКИН.

Александр Сергеевич КОКИН родился в 1937 году. В 1950 году поступил и в 1955 году закончил Велико-Устюгское речное училище, штурманское отделение. В 1964 году А.С.КОКИН закончил Воронежский государственный университет, затем аспирантуру Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ, ныне - МГЮА ). Десять лет работал в Советском Дунайском пароходстве в должности начальника Юридического отдела СДП.
В 1973 - 1992 годах - начальник Договорно-правового управления Министерства Морского флота СССР.
С 1993 года А.С. КОКИН работает в различных коммерческих структурах.
Автор ряда трудов по правовой практике международных морских перевозок. Кандидат юридических наук, профессор.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

ВЫПУСКНИК В-УРУ 1960 года ГРУЗДЕВ Валентин Александрович.
Сайт города Мантурово. Об известных земляках - мантуровцах: Валентин ГРУЗДЕВ: от штурмана теплохода до заместителя генерального директора.



Валентин Александрович ГРУЗДЕВ родился 29 июня 1936 года в селе Малышино Мантуровского района Костромской области. Окончил Велико-Устюгское речное училище в1960 году. Затем Валентин учился в Горьковском институте инженеров водного транспорта Министерства речного флота.
Профессиональную деятельность Валентин ГРУЗДЕВ начинал в качестве штурмана пассажирских теплоходов «А. Вышинский», «Советский союз», «Эрнест Тельман» и капитана-дублёра газотурбохода «Буревестник» Волжского объединенного речного пароходства. . Впоследствии Валентин Александрович 17 лет трудился на судостроительно-судоремонтном заводе имени 40-й годовщины Октября (Горьковская область) сначала заместителем директора по флоту, а потом – директором этого предприятия.
В 1981-1984 гг. В.А. ГРУЗДЕВ возглавлял Управление пассажирских перевозок и являлся заместителем начальника технического управления Министерства речного флота.
С 1984 года наш земляк работал в Московском речном пароходстве. Последовательно прошёл все ступени карьерной лестницы - занимал должности главного инженера, первого заместителя генерального директора и члена Совета директоров.
За добросовестную службу Валентин Александрович ГРУЗДЕВ был награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», двумя золотыми медалями ВДНХ, знаками «Почётный работник речного флота» и «Почётный работник транспорта Российской Федерации».
Ушёл из жизни Валентин Александрович 20 августа 2011 года.
Такова была жизнь нашего известного земляка. Высокий профессионализм, беззаветная преданность делу, внимание к людям снискали ему авторитет и уважение в отрасли пароходства.
И. ИВКОВ, научный сотрудник Мантуровского краеведческого музея
10 ноября 2017 г.


Изображение

Танкер, названный именем Валентина Александровича ГРУЗДЕВА.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

В середине 1950-х годов речной флот Северного бассейна пополняется дизельными судами. В Великом Устюге в 1955 году сдают в эксплуатацию первый сухогруз проекта 765 "НЕВА" ( тип СТ-600 ). Затем сданы в эксплуатацию однотипные "СУХОНА", ГТ-418, ГТ-419, ГТ-420, "АЯКС", ГТ-422, ГТ- 423 и "ДНЕСТР". Суда были построены в течение 1955 - 1957 годов.
Однако эти сухогрузы ушли работать в Волго-Донское, Московское и Волжское объединенное речные пароходства. Там эти суда работали до конца 1980-х годов. Вероятно, для работы на Сухоне и Северной Двине эти теплоходы были не пригодны из-за почти двухметровой осадки.
Суда проекта 765 строились также в Киеве, на Рыбинском ССЗ, в Забайкалье и в Тюмени. А на северные реки поступают "самоходки" других проектов. О них мы расскажем ниже. Появление крупных судов с дизельными силовыми установками положило начало подготовке в В- УРУ механиков -дизелистов.


ВЫПУСКНИК ВЕЛИКО-УСТЮГСКОГО РЕЧНОГО ТЕХНИКУМА 1939 года Викентий Сергеевич КУБАСОВ.

"Большой вклад в дело развития пароходства на реке Сухоне внес Викентий Сергеевич КУБАСОВ. Он родился 14 ноября 1920 г. в деревне Аргуново Никольского уезда в семье крестьянина. В 1922 г. его родители переехали на хутор Красная Горка Рослятинского уезда Вологодской области. Там он учился в школе и, закончив 7 классов, в 1935 г. поступил в Великоустюгский речной техникум. Успешно закончив судоводительное отделение, 13 апреля 1939 г. он был назначен вторым помощником капитана на пароход «ТБИЛИСИ». Уже в 1940 г. Викентия Сергеевича назначили первым помощником капитана парохода «СОКОЛОВЕЦ». В 1943 г. он уже капитан на этом пароходе, который был переименован в «ЩОРС». В этой должности он трудится до мая 1954 г.
Во время всей своей деятельности на пристани Тотьма Викентий Сергеевич был требователен к себе и подчиненным, любил порядок на судне, был заботливым и понимающим капитаном: старался накормить, одеть экипаж. За одиннадцать лет работы капитаном восемь раз ему присваивали звание «Лучший капитан речного флота РСФСР». 6 марта 1946 г. Кубасов был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а 22 июня 1946 г. медалью «За оборону Советского Заполярья». В 1953 г. был награжден медалью «За трудовое отличие», а в 1955 г. - медалью «За трудовую доблесть».
С мая 1954 г. по апрель 1969 г. В. С. КУБАСОВ работает на пристани Тотьма. Из них девять лет - начальником пристани и шесть лет - заместителем начальника.
В период своей работы Викентий Сергеевич сделал много для развития речного транспорта на Сухоне. Он делал все, чтобы хоть каким-то образом помочь работникам, улучшить условия их труда. Именно по его просьбе пристань Тотьма получила плавучий кран «Ижорец», который облегчал труд грузчиков. Для плавсостава пристани был построен восьмиквартирный жилой дом, павильон для пассажиров, и все это - под руководством Кубасова. Викентий Сергеевич воспитал четверых детей, дал им образование. Он учил их быть честными, преданными своему делу. Сын Борис и внук Сергей пошли по его стопам.
Исполняя должность заместителя начальника порта Тотьма, В. С. КУБАСОВ был назначен начальником пристани Никольск. Это был самый опасный для судоходства участок, но ветеран речного флота оправдал доверие. Многие годы Викентий Сергеевич входил в оперативную группу по безопасности продвижения флота в низовьях Сухоны и доставке грузов в восточный район области.
С апреля 1969 г. до апреля 1981 г. он работал капитаном-наставником. Главной целью его работы было научить молодых специалистов безаварийному искусству судовождения. Викентий Сергеевич передавал свой опыт и знания. За работу капитаном-наставником в 1977 г. В. С. КУБАСОВ был награжден орденом «Трудового Красного Знамени». Четыре раза он избирался депутатом городского Совета, был победителем соцсоревнования МРФ. На пенсию Викентий Сергеевич ушел со стажем работы на речном транспорте 49,5 года.
Много времени прошло с тех пор, но и сейчас В. С. КУБАСОВ со слезами на глазах вспоминает о своей работе, которой посвятил всю жизнь. И сейчас он пользуется заслуженным авторитетом у всех речников - своих товарищей по работе и у жителей города Тотьмы".


Надежда Женихова. Известия ВОИСК. 15 выпуск. Вологодское общество изучения северного края.

Викентий Сергеевич КУБАСОВ скончался в городе Тотьма в возрасте 93 года 24 июля 2015 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 мар 2020, 00:15, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Со второй половины 1950-х годов флот Сухонского и Северного речных пароходств, как, впрочем, и пароходств других бассейнов, начал пополняться небольшими сухогрузными теплоходами проектов 821, 898, 926. Строили эти суда несколько предприятий: ССЗ Балтия в Клайпеде, Каширский ССЗ, завод "Янтарь" в Калининграде, Невский ССРЗ в Петрокрепости, ССЗ в Павловске Воронежской области, Самуський ССЗ в Томской области, Щельяюрский ССЗ на Печоре. По неизвестным причинам судоремонтно-судостроительные предприятия в Вологде, Великом Устюге и Лименде к постройке этих судов не привлекались.
На снимке - теплоход проекта 898 ГТ-82, 1958 года постройки. Судно было построено на предприятии "Красный Дон" в Ростове-на - Дону.
Основные характеристики теплохода следующие: длина 52,3 м, ширина 7,36 м, осадка в грузу - 1,37 м, грузоподъемность 300 тонн, мощность силовой дизельной установки - 300 л.с., скорость - 14 км/час в грузу. Экипаж - 6 человек.


За 1958 -1960 годы для Сухонского и Северного речных пароходств судостроители Ростова-на-Дону, Калининграда и Клайпеды построили в общей сложности более 50 сухогрузных теплоходов проекта 898. Более всего этих судов построили в Ростове-на-Дону - по разным данным -33 теплохода. В Калининграде было построено 4 грузотеплохода, в Клайпеде - 18. Более всего судов проекта 898 получило Сухонское речное пароходство - 32 теплохода. Все суда этого проекта, построенные в Клайпеде пришли работать на Сухону.
В Лименде работали 13 сухогрузов, в Сыктывкаре - 8. Несколько судов проекта 898 из Клайпеды изначально работали в Западном речном пароходстве, затем их передали в СЗРП и только во второй половине 1960-х эти суда пришли работать в Сухонское речное пароходство. Пять теплоходов проекта 898 были переданы в конце 1960-х из Северного речного пароходство в Сухонское.
Конечно же, поступление судов типа ГТ на Сухону и Двину в конце 1950-х было новым этапом развития грузовых перевозок в Северном бассейне. В это же время на речном флоте появляется совмещение профессий. Капитаны и их помощники получают дипломы механиков. Переходят на подготовку "совмещенщиков" речные училища и техникумы. У нас нет точных данных, когда в Великом Устюге стали готовить судоводителей с правом эксплуатации судовых силовых установок. Но известно, что первый выпуск судоводителей-судомехаников состоялся в Горьковском речном училище уже в 1959 году.
Речной флот через совмещение профессий стал значительно рентабельнее, повысилась заработная плата плавсостава. Совмещение профессий коснулось не только командного состава, но и рядовых речников. Массово внедрялась профессия рулевой- моторист на дизельных судах. Не остался в стороне и паровой флот. К примеру, в середине 1960-х уже переведенные на жидкое топливо пароходы проекта 732 в Великом Устюге оборудовали ДАУ ( дистанционное автоматическое управление главной паровой машиной), на этих пароходах появилась автоматика контроля работы парового котла, а местное профтехучилище готовило специальности рулевой-судомашинист и штурман-помощник механика парового флота. Велико-Устюгское речное училище в связи с массовым поступлением дизельного флота теперь готовило судоводителей -судомехаников дизельного флота.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 мар 2020, 02:30, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

ВЫПУСКНИК В-УРУ В.Л. БАБИКОВ - почетный гражданин города Печора.

Изображение

Выпускник В-УРУ В.Л. БАБИКОВ. 1954 год.

Вольдемар Львович родился 20 сентября 1927 года в деревне Мазолино Усть-Цилемского района Коми АССР в крестьянской семье.
Он был старшим их двоих сыновей. В 1936 году семья переехала в поселок Щельяюр Ижемского района. Отец - Лев Иванович работал агентом по топливу на пристани, а мама - Прасковья Михайловна - санитаркой в больнице водников. В 1941 году отца мобилизовали на фронт.
Вольдемар в 1942 году поступил в Щельяюрское ремесленное училище №4, которое закончил 30 сентября 1944г. Получил специальность рулевого-столяра 5 разряда. Каждое лето проходил производственную практику на судах: в августе 1942 года матросом на пароходе «ЧАПАЕВ», летом 1943 года изучал спецлоции реки и судовождение на пароходе «ПЕРВОЕ МАЯ». В навигацию 1944 года трудился на погрузке дров, на швартовых и буксировочных работах на пароходах КРАСНОАРМЕЕЦ» и «ВОСТОК». После окончания ремесленного училища был направлен в судоремонтные мастерские затона Щельяюр в бригаду Сивкова, осваивал деревообрабатывающий станок, ремонтировал баржи. Работали зимой по 10 часов в день.
В навигацию 1945 года ходил на служебном пароходе «ЛЕВ ТОЛСТОЙ» матросом, потом штурвальным. В 1947 году семья переехала в поселок Канин, жили на Портовой улице в коммуналке. В 1948 году Вольдемара Львовича назначили на том же пароходе вторым помощником капитана Павла Михайловича ЦВЕТКОВА, который обучал его лоции, судовождению, составлению путевого листа и т.д.
Профессию штурмана получил в ВЕЛИКО-УСТЮГСКОМ РЕЧНОМ УЧИЛИЩЕ, где учился с 1949 года по 1954. Закончил его с отличием, и ему было присвоено звание лейтенанта речного флота.
В навигацию 1950 года Вольдемар Львович работал с ГОЛОВКИНЫМ Сергеем Егоровичем на пароходе «СВИРЬ» - одном из самых передовых пароходов Печорского пароходства. В 1951 году был назначен первым помощником капитана на пароход «КОЖВА», а в 1954 году по просьбе капитана Анатолия Ивановича РОЧЕВА его перевели первым помощником на «СВИРЬ».
В 1954 году в Печорское пароходство начали поступать первые теплоходы. Вольдемар Львович с сентября 1955 года стал ходить капитаном буксирного теплохода «СКУМБРИЯ». Работали передовым методом совмещения профессий: БАБИКОВ В.Л. обучал механика Геннадия Григорьевича СОЛОВЬЕВА штурманской специальности, а сам изучал двигатели внутреннего сгорания и, сдав экзамены, получил право работы в должности капитана - второго помощника механика.
В 1955 году у Вольдемара Львовича появилась своя семья, он женился на Домне Николаевне ФИЛИППОВОЙ, уроженке села Мутный Материк. В том же году у них родилась дочь Надежда, впоследствии она работала инженером в производственном бюро ПРП главного вычислительного центра Министерства речного флота. В 1990 году ПБ вошло в состав службы экономики и финансов ПРП, Надежда Вольдемаровна трудилась там до 2010 года. Вольдемар Львович сам построил для своей семьи дом на улице Спортивной, новоселье состоялось 1 мая 1966 года.
В июне 1961 года его назначили капитаном образцового парохода «ЩОРС», руководить экипажем, который носил звание «Коллектива коммунистического труда».
В.Л. БАБИКОВ очень хотел работать на теплоходах, однако начальство долго его не отпускало, а позже назначило капитаном на отстающий теплоход «ВИЛЬНЮС», надеясь, что он откажется. Но он согласился и вывел теплоход в передовые. Наладил дисциплину, команда стала работать с энтузиазмом, осваивали смежные профессии.
В 1966 году на Печорской РЭБ началось строительство первенца грузового палубного 800-сильного теплохода проекта Р-40, который был спущен на воду под именем «ВАСИЛИЙ БАТМАНОВ » 20 мая 1967года.
Капитаном его стал БАБИКОВ Вольдемар Львович, механиком – ПЕТРОВ Борис Михайлович, рулевыми-мотористами – ДЫБИН Б.Н., КОЛОМИН Н.И., ИЗВЕКОВ Н. Судно по всем показателям опережало другие грузовые теплоходы пароходства.
В конце 1968 года экипажу было присвоено почетное звание «Экипаж коммунистического труда». Перевозили грузы для геологов, строителей, для предприятий сельского хозяйства региона, выполняли труднейшие рейсы (например, Шапкинский рейс 1970 года). На судне старались внедрять достижения в области научной организации труда.
На теплоходе проходили практику курсанты ПРУ.
В 1973 году Вольдемар Львович по состоянию здоровья ушел работать на берег – в Управление пароходства начальником отдела материально-технического снабжения.
С 22 ноября 1976 года он старший инженер по технической безопасности пароходства. В июле 1983 года БАБИКОВ В.Л. стал пенсионером, но вел активную общественную жизнь – трудился в совете ветеранов пароходства.
В 1996 году, накануне празднования 300-летия российского флота, Вольдемару Львовичу БАБИКОВУ было присвоено звание "Почетный гражданин города Печора".
Умер Вольдемар Львович в 2003 году.


Изображение

В.Л. БАБИКОВ в 2002 году.

Изображение

Буксирный пароход "ЩОРС" на реке Печора.

Изображение

Экипаж парохода "СВИРЬ" 1953 год.

Изображение

Грузовой теплоход "ВАСИЛИЙ БАТМАНОВ" на реке Печора. 1970-е годы.

Материалы из фондов Печорского историко-краеведческого музея

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3243
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

РУКОВОДИТЕЛИ В-УРУ. НАЧАЛЬНИК УЧИЛИЩА В 1957 -1962 г.г. ЛОБАНЦЕВ С. Н.

Изображение

Велико-Устюгское речное училище. Выпуск 1959 года. Верхнее фото в центре- начальник училища С.Н. ЛОБАНЦЕВ.

Родился С.Н. ЛОБАНЦЕВ 22.03.1926 года в деревне Новодворская, Сольвычегодского района, Архангельской области.
В 1941 -1944 г.г. -учился в Лимендском речном техникуме (ЛРТ ), город Котлас . Окончил с отличием по специальности техник-технолог горячей обработки металлов.
В 1944 -1950 г.г -учеба в Ленинградском институте инженеров водного транспорта .Присвоена квалификация инженера -механика водного транспорта.
Трудовая деятельность: 1950 год -заведующий производственной практикой в ЛРТ.1951 -1953г.г.-заведующий судомеханическим отделением ЛРТ.1953 -1956г.г -директор Чарджоуского речного техникума.
В 1956 -1957 г.г. - директор ЛРТ.
В 1957 -1962 г.г. -начальник Велико-Устюгского речного училища.
В 1962 .-1967 г.г.-заместитель начальника Северного речного пароходства по кадрам, Архангельск.
В 1967 -1973 г.г. -заместитель начальника СРП по эксплуатации.
В 1973 -1983 г.г. заместитель начальника Управления кадров и учебных заведений Минречфлота РСФСР, Москва.
В 1983 -1987 г.г. -начальник Главного Управления кадров и учебных заведений Минречфлота. ( С 1983 года - Главное управление кадров и учебных заведений МРФ РСФСР ) .
В 1987 году С.Н. ЛОБАНЦЕВ вышел на пенсию. Ушел из жизни рано в1997 году.
Награжден орденом Знак почета, медалями, ведомственными знаками отличия .

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей